Правда ли, что Георгиевская лента была официальной символикой власовцев?

В соцсетях нередко можно встретить утверждение, что Георгиевская лента во время Великой Отечественной войны использовалась в качестве официальной символики в Русской освободительной армии и других русских формированиях, сражавшихся на стороне гитлеровской Германии. Мы решили проверить, так ли это.

Самое известное видео, в котором говорилось о Георгиевской ленте как о власовском символе — это выступление Александра Невзорова в 2014 году. Журналист резко осудил ношение ленты и добавил: «Генерал Шкуро, генерал Власов, многие высшие чины СС поддерживали культ Георгиевской ленты». Характеристика Георгиевской ленты как «власовской» часто встречается в блогах — «ВКонтакте», Livejournal, на белорусских и украинских популярных сайтах.

В СССР «власовцами» было принято называть всех русских коллаборантов, воевавших в составе вермахта и СС. Но, строго говоря, это относится только к Русской освободительной армии (РОА), формированию, созданному в составе вермахта по предложению генерала Андрея Власова. После неудачной Любанской наступательной операции в июле 1942 года 2-я ударная армия РККА и её командующий Власов попали в окружение. В плену генерал согласился сотрудничать с немецким командованием и начал формировать РОА. Но до 1943 года подразделения Русской освободительной армии существовали только в пропагандистских документах, до этого времени бывшие советские военнопленные не принимали участия в регулярных боевых действиях. Их использовали как вспомогательные силы вермахта для борьбы с партизанами.

Параллельно с РОА существовали другие русские подразделения. Это Русская освободительная народная армия (РОНА) под командованием Бронислава Каминского; дивизия «Руссланд» (позже — 1-я Русская национальная армия); Русский корпус, сформированный из эмигрантов, осевших в Югославии; казачьи части в составе вермахта и СС. В ноябре 1944 года в Праге под присмотром немецкого командования прошло объединительное заседание Комитета освобождения народов России, в который вошли и генерал Власов со своей РОА, и представители эмигрантских организаций.

Заседание КОНР. Ноябрь 1944, Прага.

У каждого из русских подразделений на немецкой службе была собственная символика. Отличительным знаком Русской освободительной армии стал щиток с Андреевским флагом и аббревиатурой РОА. У дивизии «Руссланд» — восьмиконечный православный крест, у КОНР — черный Георгиевский крест на белом фоне с красной окантовкой. Из специальных орденов, учрежденных для «власовцев», существовал только знак отличия за храбрость и заслуги для восточных народов, который ввели в июле 1942 года. Ни один орден или отличительный знак не был даже отдалённо похож на георгиевскую ленту.

Но на многих фотографиях, которые появляются в соцсетях, изображены люди в немецкой форме и с Георгиевскими лентами. Никаким регламентом РОА и других подразделений это предусмотрено не было. Однако офицеры, награждённые ещё до 1917 года, носили свои ордена на немецких мундирах. Например, на одной из фотографий на груди у начальника отделы пропаганды ВВС КОНР Александра Альбова целых три ордена с такой лентой. Два из них — святого Георгия, третий — знак «Ледяного похода» 1918 года.

Ни одной фотографии генерала Власова с орденом святого Георгия или с ленточкой соответствующий цветов нет. И это неудивительно: в Красную армию его призвали в 1920 году, в Первой мировой войне в силу возраста Власов не участвовал, поэтому никак не мог быть награжден Георгиевским крестом. Любопытно, что и у генерал-майора Шкуро, начальника Резерва казачьих войск при Главном штабе войск СС, не было крестов на мундире. Но Георгиевская лента развевалась на эфесе его наградного оружия, полученного в 1914 году за храбрость.

Получается, Георгиевская лента была одним из символов, которые носили русские офицеры на гитлеровской службе. Но точно также носили свои старые награды советские офицеры — как в конце войны, так и после неё. Например, на фото, сделанном в Берлине в мае 1945 года драматург, писатель и военный корреспондент Всеволод Вишневский запечатлён со всеми своими георгиевскими наградами: крестом и двумя медалями.

Таким образом, Георгиевская лента, которую носили бывшие офицеры и солдаты русской армии, на какой бы стороне они ни оказались во время Второй мировой войны, не была отличительным знаком «власовцев» или официальной символикой коллаборационистов. Кроме того, нет никаких документов, которые бы подтверждали, что генерал Власов «поддерживал культ Георгиевской ленты».

Изображение на обложке: Bundesarchiv

Неправда

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. С. Дробязко. Русская освободительная армия.
  2. Генерал Власов: история предательства. Сборник документов в трех томах. 

 


Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: