Правда ли, что Тыквенный Спас, который предлагают отмечать в России вместо Хэллоуина, — древний славянский праздник?

В октябре 2023 года российские СМИ писали о грядущем старинном празднике, который отмечают в конце месяца и который можно сделать русской альтернативой Хэллоуину. Мы проверили корректность таких утверждений.

В середине месяца татарстанские республиканские издания (ГТРК «Татарстан», «Татар-Информ», «Новая Кама» и др.) пригласили жителей и гостей республики посетить фестиваль «Тыквенный спас» в Елабужском районе, запланированный на 28 октября. В программе мероприятия значились выставка декоративно-прикладного творчества, концерт творческих коллективов, народные игры и хороводы, а также творческие и кулинарные конкурсы. «Тыквенный Спас — это славянский праздник, который почитает тыкву как символ урожая, плодородия, здоровья и долголетия», — утверждали авторы заметок в региональных СМИ. Хотя фестиваль под Елабугой проходил в последние выходные перед Хэллоуином, этот праздник в публикациях прямо не упоминается.

О Тыквенном спасе как об альтернативе Хэллоуину заговорили вскоре после того, как 20 октября на странице ижевской школы №16 во «ВКонтакте» был опубликован анонс тематического дня «Тыквенный спас». «У кого-то Хэллоуин, а у нас — Тыквенный спас!» — так начинался этот пост. На прикреплённой к нему картинке говорилось: «Тыквенный Спас — это славянский праздник, который в России отмечается 31 октября. В этот день тыква почитается как символ урожая, плодородия, здоровья и долголетия». Об инициативе педагогов из Удмуртии написали десятки СМИ, при этом авторы многих заметок прямо процитировали приведённую в анонсе биографию праздника (среди них, например, государственное РИА «Новости»). Праздновали «древний праздник» и в других регионах, например в Тюменской области.

Чтобы проверить, когда появился этот загадочный праздник, можно использовать базу «Интегрум», где представлены статьи практически всех российских СМИ за последние 30 лет. Из этой базы видно, что само по себе словосочетание «Тыквенный спас», начиная с 2016 года, часто встречается в российских медиа в качестве расхожего анекдота (вроде «У нас в стране вместо Хэллоуина Тыквенный спас»).

График на основе данных из базы «Интегрум»

В 2022 году происходит интересный переворот. Начинается всё сравнительно невинно: в газетах (в основном региональных) появляются публикации о том, как то тут, то там люди стремятся отметить Тыквенный спас. Так, новостной листок Российской христианской государственной академии сообщает, что по инициативе студентов в учреждении будет праздноваться праздник урожая — Тыквенный спас. Калужское региональное отделение Союза женщин России устроило «русский праздник Тыквенный спас» с играми, частушками и народными песнями. Ксения Михайлова, корреспондент «Волжской газеты», в небольшой заметке утверждает, что Тыквенный Спас постепенно приобретает «статус народного в ответ на западные традиции, которые пытаются проникнуть в нашу жизнь». «В отличие от мрачного Хэллоуина, где основная атрибутика — кровь, вурдалаки, нечисть, Тыквенный Спас — день добрый, яркий, позитивный и, главное, близок нашему духу и культуре», — пишет автор.

Дальше всех в создании биографии нового старого праздника зашло НИА «Красноярск». В заметке о том, как Тыквенный Спас становится альтернативой зарубежному Хэллоуину, утверждается: «Огромных размеров плод тыквы был привезён святому Владимиру Ясно Солнышко византийскими монахами. С тех пор на Руси начали выращивать тыкву». Автор, вероятно, забыл, что тыкву привезли из Нового Света в Европу только в XVI веке, а Владимир Ясно Солнышко — это искажённое имя Владимира Красно Солнышко, персонажа былин, который вдохновлял богатырей на борьбу с врагами и имеет весьма опосредованное отношение к князю Владимиру Великому, умершему в 1015 году. 

В 2023 году количество статей на эту тему, как свидетельствуют данные базы «Интегрум», увеличилось больше чем в десять раз: 808 публикаций по состоянию на 30 октября против 75 заметок годом ранее. О праздновании «древнего праздника урожая» уже серьёзно пишут и федеральные, и крупные региональные издания. Поводом для появления как минимум части таких публикаций послужила как раз новость о праздновании Тыквенного Спаса в ижевской школе.

При этом представители Русской православной церкви отрицают наличие такого праздника в церковном календаре и высказываются о приуроченных к нему мероприятиях довольно резко. «Появление так называемого Тыквенного Спаса — это попытка совместить несовместимое. С одной стороны, многие понимают, что Хеллоуин — это плохо, и слава богу, что они это понимают… И хорошо, что люди не воспринимают Хеллоуин как нечто милое и доброе, но вместе с тем плохо то, что они пытаются создать некую замену, которая оказалась столь же плохой», — заявил глава миссионерского отдела Казанской епархии Александр Ермолин. В свою очередь, руководитель пресс-службы Кузбасской епархии Вячеслав Ланский сказал, что между традиционными Спасами (Медовым, Яблочным, Хлебным) и Тыквенным нет ничего общего. Священнослужители также сочли кощунственным бездумное использование слова «спас», которое «этимологически близко к одному из наименований Иисуса Христа — Спасителя».

Предположим, что у славян действительно был связанный с тыквой праздник урожая, который просто игнорировался церковью. Для проверки этой гипотезы обратимся к исследованиям этнографов (изучают народные культуры) и фольклористов (исследуют устные народные тексты).

Самое известное и самое авторитетное издание справочного типа для проверки такого рода вопросов — это пятитомная энциклопедия «Славянские древности» под редакцией академика Никиты Толстого, в создании которой принимали участие специалисты по истории и народной культуре восточных, западных и южных славян из Института славяноведения РАН. В этом труде не упоминается ни Тыквенный Спас, ни в принципе специальные ритуальные манипуляции с тыквой (на территории Российской империи она прижилась сильно позже, чем в Европе). Более того, нет в «Славянских древностях» информации и о едином русском или славянском празднике урожая, который приходился бы на конец октября — начало ноября.

Жизнь земледельцев, в том числе и славян, была жёстко связана, во-первых, с природным циклом, а во-вторых, с этапами получения урожая. Поэтому в народном календаре было очень много праздников, которые связывались с получением того или иного продукта. Например, Яблочный Спас — это именно такой праздник, он привязан к примерному времени, когда можно и нужно собирать яблоки. 

Но поскольку традиционная хозяйственная деятельность славян — землепашество, основные обряды, в том числе праздники, сосредотачивались вокруг времени жатвы зерновых. Не все эти ритуалы были привязаны к конкретным датам, время их проведения слегка варьировалось. На юге России и в Украине часто отмечали зажинки — первый день сбора урожая, который приходился на Петров день (12 июля). Старшая уважаемая женщина срезала первый колос, а на поле клали хлеб и соль (это пример магического дарообмена с силами природы). Примерно через месяц (в середине и конце августа; тогда же праздновались настоящие Спасы) сбор урожая подходил к концу, и тогда устраивались обжинки. Из последних колосков плели венки и «бородки», торжественно несли их в дом, где устраивали весёлый пир.

Иными словами, если бы кому-то пришло в голову праздновать древний славянский праздник урожая, то это было бы логично делать в августе — и ещё долго думать, какой именно праздничный день выбрать из сложного аграрного цикла. В октябре же славяне совершали совсем другие ритуалы.

Для народной культуры славян одни из важнейших ритуалов — те, что связаны с почитанием предков. С предками надо постоянно поддерживать связь, потому что от них зависит благополучие семьи и урожай. В народном календаре белорусов и украинцев существовали специальные поминальные дни, в которые надо было угощать мёртвых предков (их называли «деды» или «дзяды»). Считалось, что предки приходят в этот день на побывку к родным, они хотят умыться и поесть. Поэтому надо было не только приготовить ритуальную пищу и позвать покойников к столу, но и предложить им помыться: в бане ставили тазики, клали новые веники и не подходили к ней в течение всего вечера. 

Один из таких поминальных вечеров приходился на Дмитриев день, 26 октября, или на предшествующую ему субботу. В этот день покойные предки символически оказывались с живущими за одним столом. Удивительно, но именно этим фактом Дмитрова суббота сближается с Хэллоуином, который тоже вырос из кельтского культа поминания мёртвых. 

Таким образом, Тыквенный Спас — выдуманный праздник, не имеющий ничего общего с древними славянскими ритуалами, которые посвящены урожаю (они совершались на рубеже июля-августа, но не октября-ноября). Отсутствует он и в церковном православном календаре. Первые, причём шуточные, упоминания Тыквенного Спаса приходятся на середину 2010-х годов, однако очень быстро для него придумали биографию, давшую возможность использовать несуществующий праздник для «импортозамещения» Хэллоуина.

Фото на обложке: Pixabay

Почитать по теме:

  1. Т. Агапкина. Мифопоэтические основы народного славянского календаря
  2. А. Архипова. Тыквенный Спас, или Запрет Хэллоуина: как изобретают и запрещают праздники
  3. Правда ли, что парад в честь Дня мёртвых в Мексике появился после фильма о Джеймсе Бонде?

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: