Правда ли, что новый президент Сенегала сделал арабский государственным языком вместо французского?

В начале мая 2024 года российские СМИ и Telegram-каналы сообщили, что власти африканской страны лишили французский язык статуса государственного, заменив его арабским. Мы решили проверить, так ли это.

5 мая новость о смене государственного языка в Сенегале с французского на арабский опубликовала «Российская газета» — официальный печатный орган правительства РФ. Никаких источников издание не упомянуло, лишь написало, что это решение стало одним из первых, принятых новым руководством страны. Об этом также написали «Аргументы недели».

Новый президент Сенегала, Бассиру Диомай Фай официально вступил в должность главы государства 2 апреля. Неделей ранее политик победил на выборах, набрав 54% голосов. Его партия PASTEF выступает с панафриканских позиций — в программе кандидата, который ещё незадолго до выборов находился в тюрьме по обвинению в попытке вооружённого мятежа, говорится о необходимости освобождения от французского влияния. Речь, правда, шла в первую очередь об экономической, а не культурной зависимости.

Самый ранний русскоязычный пост в Telegram о смене государственного языка в Сенегале, который удалось найти «Проверено» с помощью сервиса TGStat, — запись в канале SAHWA, опубликованная 30 апреля в 08:04 по московскому времени. В качестве подтверждения к посту прикреплён скриншот записи в Х на арабском языке, которую разместил аккаунт онлайн-академии арабского языка, расположенной в Саудовской Аравии. С 29 апреля аналогичные сообщения стали распространяться на арабском и французском языках. Сайт Middle East Monitor написал об этом 30 апреля и указал, что решение было принято на воскресном (то есть состоявшемся 28 апреля) заседании совета министров.

Статус того или иного языка в большинстве стран регулируется законодательством. Французский — единственный государственный язык в Сенегале с момента обретения страной независимости от Франции в 1960 году. Сейчас действует редакция конституции, принятая в 2001 году, и в первой главе основного закона указано: «Официальным языком Республики Сенегал является французский. Национальными языками являются диола, манинка, фула, серер, сонинке, волоф и любой другой национальный язык, который будет кодифицирован». Вся документация ведётся на французском языке, на нём в том числе публикуются тексты законов и стенограммы заседаний правительства.

28 апреля, вопреки тому, что писали СМИ и пользователи соцсетей, заседания совета министров Сенегала не было. Судя по стенограмме на сайте правительства страны (доступном в двух версиях — на французском и английском языках), оно состоялось 24 апреля, в среду. На заседании обсуждались вопросы экономики и социального обеспечения, про смену официального языка не говорилось. В тексте есть лишь одно упоминание слова «арабский» — в контексте поддержки преподавателей французского и арабского языков.

Скриншот сайта правительства Сенегала

Следующее заседание состоялось 2 мая, уже после первых публикаций о якобы смене государственного языка. Но на нём также ничего не говорили про арабский и французский языки.

Наконец, журналисты фактчекингового проекта Les Observateurs телеканала France 24 получили комментарий в администрации президента Сенегала, где их заверили, что официальный язык в стране не менялся.

Преувеличены и сообщения о разрыве с Францией, которыми сопровождается в «Российской газете» утверждение о смене языка. На пресс-конференции после выборов Бассиру Диомай Фай заявил, что прежде всего будет заботиться о национальных интересах, но заверил, что его страна останется «верным и надёжным союзником» для всех иностранных партнёров. Если учесть, что на бывшую метрополию приходится значительная часть сенегальского импорта, эти слова можно расценить как нежелание ссориться с Францией. Это важно и на фоне перемен в соседних странах Западной и Центральной Африки: в последние годы Буркина-Фасо, Мали, Центрально-Африканская Республика и Нигер открыто заявили о разрыве с Францией, интенсифицировали сотрудничество с Россией и стали пользоваться услугами наёмников ЧВК «Вагнер».

Фото на обложке: сайт президента Сенегала

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: