5 декабря 2020 года в чеченском селе Шалажи похоронили Абдуллаха Анзорова, который в октябре убил преподавателя колледжа во Франции, отрезав ему голову. Мы проверили, были ли похороны Анзорова, застреленного при задержании, особенно торжественными по местным обычаям.
Публикации о похоронах Анзорова с особыми почестями стали появляться в соцсетях 6 декабря, на следующий день после церемонии. Оппозиционный чеченским властям Telegram-канал 1ADAT сообщил, что, несмотря на большое количество желающих, в Шалажи пускали только местных жителей, а на въездах были установлены пропускные посты. Вечером того же дня о том, что Анзорова похоронили «с почестями», написало издание Baza. 7 декабря с подобными заголовками вышли публикации в самых разных СМИ: от «Эха Москвы» до «Московского комсомольца», от «Фонтанки» до «Газеты.ру».
16 октября 2020 года Анзоров обезглавил преподавателя Самюэля Пати в пригороде Парижа. Убийцу застрелили при задержании — им оказался 18-летний уроженец Москвы чеченского происхождения, семья которого получила статус беженцев в Европе. Как выяснилось позднее, преподаватель показывал на занятиях карикатуры на пророка Мухаммеда, что вызвало недовольство среди местных мусульман. Узнав о Пати, живший в другом городе Анзоров выследил учителя и убил его. Эмманюэль Макрон назвал преступление «исламистской террористической атакой» и посчитал убийство нападением на свободу слова. Президенту Франции возразили мусульманские лидеры, в том числе глава Чечни Рамзан Кадыров.
По данным «Фонтанки», тело Анзорова доставили в Чечню в начале декабря. Транспортировка была затруднена из-за коронавирусных ограничений, поэтому тело везли через Турцию. Церемония состоялась в родовом селе Анзоровых. 1ADAT и Baza опубликовали видеозаписи, которые, как утверждается, были сделана в Шалажи. В этих роликах показано, как обёрнутое в зелёную ткань тело несут к кладбищу под крики людей, участвующих в процессии. По оценкам СМИ, в последний путь Анзорова провожали примерно 100–200 человек.
Если судить по доступным в Сети видео, церемония прощания с Анзоровым не была по чеченским меркам особенно торжественной или многолюдной. Оборачивание тела в зелёную ткань, перенос его к кладбищу на специальных носилках, процессия из мужчин, скандирующих «Нет бога, кроме Аллаха», — это всё обязательные элементы обряда, и ни один из них не говорит об исключительном отношении к усопшему. Хотя людям, незнакомым с мусульманскими и чеченскими обрядами, церемония может показаться особенно торжественной, сейчас нет свидетельств в поддержку такой оценки. Ролики, опубликованные 1ADAT и Baza, можно сравнить с похоронами простой старушки в чеченском селе Майртуп.
То, что церемония была особенно торжественной, опровергает и глава села Шалажи, где похоронили Анзорова. По словам Салмана Магамадова, блокпосты на въезде в населённый пункт появились из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Достоверно установить, был настоящей причиной появления блокпостов коронавирус или нежелание властей делать из похорон Анзорова громкое и торжественное событие, вряд ли возможно. Глава села сообщил, что церемонию посетило около 100 человек, и подчеркнул: «Родился этот мальчик в Москве, в Шалажи он первый раз покойником оказался. <…> Похоронили его рядом с прадедушкой. У нас такой обычай: хоронят дома, а дом у чеченцев там, где могилы предков. Нормальные похороны были». По информации Магамадова, ближайшие родственники Анзорова не приехали в Чечню, а в последний путь его провожали «огромное число родственников и по матери, и по отцу», которые живут в Шалажи.
Несколькими днями ранее в СМИ появилась информация, что одну из улиц в селе переименовали в честь Абдуллаха Анзорова. Публикации основывались на снимке местного жителя, на котором запечатлён приваренный к столбу указатель. Выяснилось, что официально такое решение не было принято, а информация о переименовании — «ложь и провокация». Житель Шалажи в телефонном разговоре с нами пояснил, что табличку по своей инициативе повесил рядом со своим домом местный житель. Хотя знак оперативно убрали, фотография успела разойтись по интернету. Немало чеченцев действительно не одобряют действий Пати, а Анзорова некоторые называют «героем всего исламского мира». Но организация его похорон никак этого не демонстрирует (по крайней мере, насколько можно судить по имеющимся сейчас видеозаписям).