Правдива ли история про Эмануила Ласкера и партию в алкогольные шахматы?

Согласно ряду публикаций, чемпион мира умело обыграл своего соперника в необычной партии, в которой фигуры были заменены ёмкостями со спиртным. Мы проверили достоверность таких сообщений.

Обычно участниками необычной партии называют чемпиона мира в 1894–1921 годах Эмануила Ласкера и венгерского гроссмейстера Гезу Мароци, а организатором — некоего увлекавшегося шахматами бизнесмена. Вместо пешек и фигур на доску поставили то ли рюмки, то ли бутылки разного объёма и с разными алкогольными напитками. По условиям партии шахматист, взявший фигуру соперника, должен был выпить содержимое. Игравший белыми Ласкер уже на третьем ходу якобы пожертвовал ферзя, представлявшего собой 200-граммовую бутылку виски. Мароци после её опустошения не смог продолжить борьбу, и победа досталась Ласкеру.

Публикации о необычном противостоянии несложно найти в соцсетях — о смекалке Ласкера рассказывают многочисленные паблики во «ВКонтакте», как тематические, так и не связанные с шахматами, но зато имеющие более миллиона подписчиков (среди них «5 интересных фактов», «Лепра», «История в фотографиях», «История человечества» и др.). Аналогичные посты были популярны в Facebook, LiveJournal, на Pikabu и других платформах. Упоминания о необычном противостоянии можно встретить и в книгах вроде «1111 удивительных фактов, которых вы не знали».

Из сколько-нибудь серьёзных источников упоминание этой истории мы смогли обнаружить в книге шахматных историков Исаака и Владимира Линдеров о Ласкере. Описание необычного эпизода помещено в раздел «Курьёзы», в изложении Линдеров фигурируют бутылки с разными напитками вместо фигур, ферзь представлял собой «солидную бутылку коньяка». Авторы не сообщают, из какого источника они узнали о необычной партии между Ласкером и Мароци и был ли этот источник достоверным.

В 2014 году этот эпизод заинтересовал историка шахмат Эдварда Винтера. Как выяснил Винтер, публикации об «алкошахматах» появились ещё в XX веке. Например, необычное противостояние Ласкера и Мароци упоминается в книге «История шахмат», опубликованной в 1972 году: «Рассказывают, что Ласкер однажды выиграл партию в "алкогольные шахматы", забавно пожертвовав ферзя в самом начале игры. Ферзь содержал примерно четверть литра коньяка; выпивший это залпом противник был тут же выведен из строя». Эту информацию автор книги приводил со ссылкой на Б. Х. Вуда — основателя популярного британского журнала Chess.

В 1959 году на страницах этого же журнала появился пересказ радиопрограммы BBC, посвящённой шахматам, где рассказали историю о Ласкере, которая «может не быть точно достоверной, но хорошо описывает его характер». Автор утверждает, что однажды богатый «покровитель шахмат» пригласил Ласкера и Мароци на ужин и после трапезы предложил гостям сыграть. Они втроём прошли в библиотеку, где на полу установили огромную шахматную доску с необычными фигурами. В роли пешек выступали рюмки с ликёром, а в роли остальных фигур — бокалы с другими напитками, причём их крепость соответствовала силе фигур. Ферзь, в свою очередь, представлял собой большую бутылку водки. Хозяин вечера предложил гостям сразиться за приз в размере £1000, выставив одно условие: содержимое «взятой» фигуры нужно было выпить. Развитие дальнейших событий в целом совпадает с описаниями в более поздних публикациях.

Хосе Рауль Капабланка (слева) и Эмануил Ласкер
© Hulton Archive / Getty Images

По данным Винтера, впервые об этой истории стало известно ещё раньше, в конце 1930-х годов. Вероятным первоисточником историк называет колонку редактора журнала Chess Review, опубликованную осенью 1938 года. В этой заметке автор рассказывает о ланче с бельгийским, а затем американским шахматистом Джорджем Колтановским, «одним из самых ненадёжных шахматных хронистов» по оценке Винтера. В версии Колтановского некоторые подробности существенно отличались от более поздних: он уточнял, что действие происходило в Венгрии, при этом утверждая, что шахматный набор был стандартных размеров, а рюмки наполнял коньяк. После того как Мароци был вынужден выпить содержимое «ферзя», игра продолжалась ещё четыре хода, тогда как позднее утверждалось, будто он сразу же отказался от дальнейшей борьбы.

С выводами Винтера согласен и Брюс Пандольфини — американский шахматист, тренер и писатель, выступавший консультантом при создании романа, а затем мини-сериала The Queen’s Gambit. В 2009 году Пандольфини подчёркивал, что существуют вариации популярной истории с участием разных шахматистов, хотя Ласкер и Мароци — наиболее частые её персонажи. В правдивости всех этих версий специалист серьёзно сомневается, а про Колтановского пишет, что тот «вообще наговорил невероятное множество вещей».

Таким образом, история о партии в алкогольные шахматы между Ласкером и Мароци уже несколько десятилетий существует в виде своеобразного исторического анекдота, представленного в разных изданиях в нескольких версиях. Эти версии отличаются в деталях: упоминаются разные виды напитков и ёмкостей, форма шахматной доски, обстоятельства самой игры. Достоверные свидетельства той партии шахматные историки обнаружить не смогли, тогда как вероятный первоисточник они характеризуют как не самый достоверный.

Скорее всего, неправда

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. E. Winter. Quaffing cognac or vodka
  2. Правда ли, что Ленин назвал шахматы «гимнастикой ума»?

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.