В условиях, когда Российская армия воюет в Украине, а санкции грозят «уронить» экономику, многие боятся, что в России введут военное положение, а вклады россиян отберут на нужды государства. Возможно ли это?
После того как Россия признала ДНР и ЛНР, о конфискации имущества граждан заговорил депутат Госдумы Николай Арефьев. «Если блокируют все средства, которые находятся за рубежом, то у правительства другого выхода не будет, кроме как наложить арест на все вклады населения», — сказал он, встревожив россиян. Но пока риторика про отъём собственности в основном направлена в сторону недружественного Запада, а не собственных граждан. 28 февраля замглавы Совбеза Дмитрий Медведев пригрозил арестом средств иностранцев в России — в качестве зеркальной меры против Запада, где арестовывают деньги граждан РФ, попавших под санкции. А глава телеканала Russia Today Маргарита Симоньян предложила национализировать склады IKEA, когда магазин объявил о своём закрытии в России. После запрета на авиаперелеты во многие европейские страны Минтранс заговорил о национализации иностранных самолётов, которые находятся в России в лизинге.
Что сказано в законе о военном положении?
Основания для введения военного положения прописаны в соответствующем законе и связаны с нападением иностранного государства: это военное вторжение или его угроза, бомбардировка территории России и прочие враждебные действия других стран. Военное положение даёт президенту ещё больше власти, чем он имеет в мирное время. В ситуации военного положения государство имеет право отменить выборы, жёстко контролировать работу СМИ, запретить массовые мероприятия, ввести комендантский час, ограничить въезд и выезд из страны. Есть там и такой пункт: «Изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества». Это расплывчатая формулировка, которая тем не менее позволяет забирать собственность жителей.
Также в законе указано, что во время военного положения возможны «меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств».
В каких ещё случаях государство может отобрать собственность?
Военное положение в современной России пока не вводилось, а вот отъём собственности у граждан происходил не раз. Страх, что их банковские вклады пропадут, вероятно, вызван у россиян воспоминаниями о 1992 годе. Тогда вклады советских граждан в Сбербанке сгорели в результате «шоковой терапии» и гиперинфляции. Технически эти вклады никто не забирал — они просто обесценились. Однако это лишняя причина для тех, кто помнит начало 1990-х, опасаться за свои деньги. Наверное, поэтому люди нервно отреагировали, когда в начале пандемии в 2020 году председатель Счётной палаты Кудрин сказал: деньги населения на вкладах в банках могли бы помочь государству и кредитным организациям пережить непростое время. Порталам о финансах даже пришлось делать разбор этого заявления и объяснять: Кудрин не имел в виду, что у граждан заберут их сбережения.
Тогда же, в первом году пандемии, когда все обсуждали влияние локдаунов на экономику, Центробанк на своей странице в Facebook опубликовал исторический текст об изъятии вкладов граждан во время Великой Отечественной войны. Текст пришлось удалить, а вместо него разместить объяснение: «К сожалению, многие неправильно его трактовали. Чтобы избежать дальнейших домыслов, мы удалили этот пост».
По действующему законодательству РФ наложение ареста или конфискация имущества возможны только по решению суда. И такие конфискации тоже регулярно происходят: например, если дорога должна пройти там, где стоит чей-то дом, или на месте дачных участков собираются строить новый городской квартал. Закон предполагает денежные компенсации за такое изъятие недвижимости.
Но подобные случаи всё равно вызывают скандалы: например, так случилось во время подготовки Олимпиады 2014 года в Сочи. Тогда дома и сады жителей Имеретинской низменности равняли с землёй: на этом месте сейчас сочинский Олимпийский парк. Сносы коснулись около 5000 человек. Взамен жителям предлагали переселить их на другие участки земли. А сочинцы в ответ настаивали, что их собственность при выплате компенсаций оценивают слишком дёшево.
Однако даже решение суда нужно не всегда. Например, закон о полиции разрешает полицейским «использовать» транспортные средства организаций, а в экстренных случаях (например, погони за преступником) даже личные автомобили граждан. Накопительная часть пенсии уже восемь лет как «заморожена»: она идёт на выплаты нынешним пенсионерам. И останется такой по меньшей мере до 2024 года — Госдума регулярно продлевает заморозку. А 8 марта Центробанк России ограничил выдачу валюты со счетов россиян. Теперь с валютных счетов люди могут снять не больше $10 000, остальное — только в рублях. Это еще не заморозка и не конфискация, но фактически граждане не могут использовать свои деньги так, как хотят.
Так что собственность у граждан государство может отобрать (или ограничить её использование) как с помощью режима военного положения, так и без него. Если военного положения в новой России ещё не было, то отъём собственности в различных масштабах случался не раз.
Правда
Почитать по теме: