Многие пользователи социальных сетей, сопоставив ранние сводки с места гибели правой активистки и политолога Дарьи Дугиной с фотографиями с её панихиды, поверили в конспирологические теории об инсценировке. Мы проверили, насколько обоснованны такие слухи.
Вечером 20 августа 2022 года на пересечении Можайского и Звенигородского шоссе, в районе подмосковного посёлка Большие Вязёмы, взорвался автомобиль, по некоторым данным, принадлежавший дочери известного российского философа и общественного деятеля Александра Дугина. Как вскоре выяснилось, в результате взрыва погибла сама Дарья Дугина, однако некоторые детали из первых новостей вкупе с последующей информацией породили сенсационные теории. В частности, в ночь на 21 августа (01:44 мск) издание «Коммерсантъ» сообщило, что «после тушения в салоне нашли сильно обгоревший труп, предположительно женщины» и «для того, чтобы установить её личность, потребуется генетическая экспертиза». Аналогичную информацию со ссылкой на «Коммерсантъ» позднее передало агентство «Интерфакс», а вот издание Lenta.ru чуть ранее, в 00:59, использовало формулировку «тело невозможно идентифицировать на месте — оно полностью сгорело» со ссылкой на известный Telegram-канал Mash, где информация вместе с видео появилась 21 августа в 00:43.
А 23 августа СМИ обошли фотографии и видеокадры с церемонии прощания с Дугиной в телецентре «Останкино». Мероприятие проходило с открытым гробом, и многочисленных читателей поразило состояние лица погибшей. Оно на первый взгляд никак не соответствовало новостям о «сильно обгоревшем неидентифицируемом трупе». В связи с этим Сеть запестрела теориями заговора, на публикацию которых решились и некоторые СМИ. Известный журналист Аркадий Бабченко предположил, что машину с Дугиной «никто не взрывал» и «во гробу лежит живая».
Итак, что известно на сегодняшний день относительно деталей гибели Дарьи Дугиной? Её автомобиль Toyota Land Cruiser Prado взорвался 20 августа в районе 21:30 на шоссе около посёлка Большие Вязёмы, в момент, когда девушка возвращалась с фестиваля «Традиция». Правоохранительные органы считают, что происшествие было вызвано детонацией взрывного устройства мощностью около 400 г в тротиловом эквиваленте, заложенного на парковке фестиваля и приведённого в действие дистанционно. И если мы обратимся к новостной ленте уже следующего дня, 21 августа, то заметим, что информация о «сильно обгоревшем неидентифицируемом трупе» практически не встречается в публикациях более-менее авторитетных СМИ. Правда, Следственный комитет сообщал о назначении биологической, генетической, физико-химической и взрывотехнической экспертиз, однако это обычная практика во многих случаях насильственной смерти. Но есть и другие важные замечания.
1. Ключевое обстоятельство, которое противоречит новостям о «найденном после тушения в салоне трупе», — ряд немонтированных видеороликов с места происшествия. На них видно, что тело лежит на проезжей части довольно далеко от того места, где на обочине горит автомобиль. Причём один из этих роликов шёл вместе с тем самым сообщением Mash о полностью сгоревшем теле. Хотя из видео по первой ссылке хорошо видно, что это не так, как минимум попавшая в кадр одежда практически цела.
2. На фотографиях сгоревшего автомобиля видно, что у него нет крыши. Это вполне коррелирует с информацией о том, что взрывом машине оторвало крышу, а Дугину, сидевшую за рулём, выбросило наружу.
3. Telegram-канал Sota выложил фотографию покойной Дугиной в гробу в высоком качестве. На ней хорошо видно, что на лице есть не одно загримированное повреждение. Учитывая силу взрыва и падение тела на проезжую часть, это неудивительно. Да, возможности похоронных гримёров в наши дни чрезвычайно велики, однако Дугина и не должна была сильно обгореть, поскольку вылетела из машины в момент взрыва.
4. Единственная известная на сегодняшний день версия заключения судмедэксперта, опубликованная Telegram-каналом «112» 23 августа, гласит: «Смерть журналистки наступила практически мгновенно в результате шока, вызванного тяжёлой сочетанной травмой и травматической ампутацией конечности». Да, это не официальная информация от следственного органа, однако других данных пока нет.
Таким образом, единственным более-менее понятным аргументом, на котором могут сегодня держаться теории заговора, являются ранние сообщения информагентств. И здесь можно предположить, что журналисты ресурса, который первым сообщил об обгоревшем трупе (скорее всего, это был Mash), попросту ошиблись или передали ошибку в том виде, в каком получили её от своего источника в правоохранительных органах. Что касается теорий о двух трупах, то, учитывая количество свидетелей происшествия, скрыть подобное не представляется возможным. Также отметим, что распространяемое конспирологами фото горящей машины Дугиной на самом деле было сделано в Казахстане в 2013 году после взрыва бензовоза.
Фотография для обложки: Telegram-каналы Mash и Sota.