Правда ли, что Бельгия обязана своей независимостью России?

В начале марта 2024 года президент РФ Владимир Путин заявил, что Бельгия появилась на карте как суверенное государство во многом благодаря России. Мы решили проверить, так ли это.

6 марта Путин встретился с участниками Всемирного фестиваля молодежи в Сочи. Отвечая на вопрос представителя Бельгии, Путин сказал: «Бельгия <…> появилась на карте мира как независимое государство в значительной степени благодаря России и позиции России. Это сегодня уже не имеет значения, но имеет значение, что со многими странами мира у нас есть своя предыстория отношений, и, как правило, она носит позитивный характер». Развивать своё утверждение российский президент не стал, так и не уточнив, что именно он имеет в виду.

Бельгия получила независимость в 1830 году. До этого территория современного бельгийского королевства входила в состав Нидерландов по результатам Венского конгресса 1815 года. В сентябре 1830 года в южной части этого государства вспыхнуло восстание: франкоязычные (валлонские) и южные нидерландские (фламандские) провинции провозгласили независимость.

Все тот же Венский конгресс установил, что государственные границы в Европе могут меняться только с общего согласия ведущих держав: Великобритании, Франции, Австрии, Пруссии и России. Обсуждение бельгийского вопроса началось 4 ноября 1830 на Лондонской конференции, созванной по просьбе короля Нидерландов Вильгельма I. Но к тому времени пять держав успели высказаться. Франция, где в июле того же года произошла революция, положившая конец династии Бурбонов, не только поддержала бельгийское стремление к суверенитету, но и пообещала препятствовать любым попыткам подавить восстание. Великобритания заняла такую же позицию, Австрия колебалась, а Пруссия и Россия решительно противились бельгийской революции.

Российский император Николай I был готов отправить в Бельгию экспедиционные силы во главе со своим братом великим князем Константином Павловичем. На докладе вице-канцлера Нессельроде от 8 октября император оставил следующую резолюцию: «Не Бельгию желаю я там побороть, но всеобщую революцию, которая постепенно и скорее, чем думают, угрожает нам самим, если увидят, что мы трепещем перед нею». А в конце октября Николай I написал Нессельроде, что тому необходимо составить ноту к правительствам Великобритании и Франции о решимости России подавить бельгийское восстание военным путём.

Военному министру графу Чернышёву император сообщил 17 октября, что поход должен начаться незамедлительно: «Депеши, только что полученные мною, таковы, что надо принять безотлагательные меры для нашего выступления в поход. Король Нидерландский пишет мне, прося на основании существующих трактатов о вооружённой помощи». В том же письме Николай I жалуется, что просьба о помощи пришла так поздно, и приказывает привести армейские корпуса в состояние боевой готовности. В ноябре он по-прежнему полон желания подавить революцию. «Сейчас, более чем когда-либо, я убеждён, что единственное средство предотвратить войну — это показать якобинцам всех стран, что мы их совершенно не боимся», — написал император своему посланнику графу Дибичу 13 ноября.

К этому времени Россия в своём желании подавить революцию на другом конце Европы осталась практически одна. Пруссия, опасаясь войны с Великобританией, была готова послать в Бельгию не более 25 000 солдат, и Николай I не успел бы поддержать союзника. К тому же в самой России ситуация оставляла желать лучшего. Нессельроде сообщал Дибичу, что вести войну было невозможно: в империи свирепствовала холера, налоги собирались плохо. Вместе с этим накалялась обстановка в Польше, входившей тогда в состав Российской империи: с октября Варшава готовилась к восстанию, а листовки призывали изгнать царского наместника великого князя Константина Павловича, которому, как говорилось выше, предполагалось поручить подавление бельгийской революции. К Лондонской конференции Россия убедилась, что не сможет помочь нидерландскому королю и согласилась вместе с остальными державами признать независимость Бельгии 20 декабря 1830 года.

Оноре Домье. Лондонская конференция. Карикатура 1832 года. Россия изображена в виде белого медведя, под ногами у которого — страдающая Польша. Источник: Wikimedia Commons

Таким образом, можно сделать вывод, что Бельгия получила независимость не благодаря, а вопреки официальной позиции России. Николай I собирался ввести войска и подавить бельгийскую революцию; император согласился признать независимость страны под давлением других держав и из-за неблагоприятных внутренних обстоятельств.

Фото на обложке: Шарль Субр. Розье во главе льежских волонтёров (1878) (via Wikipedia Commons)

Почитать по теме:

  1. Говорил ли Александр III, что у России есть только два союзника — армия и флот?
  2. Базовое историческое образование: разбор 12 цитат Путина из интервью Карлсону, которое превратилось в лекцию

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: