Согласно популярному утверждению, призванных в императорскую армию крестьян обучали базовым вещам с помощью весьма необычной техники. Мы проверили, есть ли основания доверять этой истории.
Уже не первое десятилетие распространено убеждение, что при наборе неграмотных рекрутов в регулярную российскую армию их командиры сталкивались с проблемой: новобранцы не знали, что такое право и лево. Найденное решение помогло справиться с трудностью: к правой ноге солдата привязывали солому, а к левой — сено, которые тот различал. Таким образом якобы стали возможными маршировка и совершение простейших манёвров. В подавляющем большинстве популярных источников это «изобретение» связывают с Петром I, при котором в России появилась регулярная армия, или по крайней мере с кем-то из офицеров той эпохи. В подобном виде историю можно найти, например, в пабликах «ВКонтакте», в «Живом журнале» Артемия Лебедева, в подборках интересных фактов о Петре I от издательства АСТ, «Комсомольской правды» и РИА «Новости». Впрочем, есть и другие версии — так, Владимир Бойко в статье для портала Russia Beyond приписывает авторство этого «изобретения» полководцу Александру Суворову.
Наиболее известный источник, в котором рассказывается о появлении подобной практики в русской армии, — роман Алексея Толстого «Пётр Первый». Как и любое художественное произведение, считать этот текст достоверным историческим источником трудно, это отмечали и советские критики. Так, Владимир Щербина в своей статье о романах Толстого писал: «Живое ощущение давно прошедшей эпохи с её бытом и психологией нельзя было дать только на основе исторических документов. Здесь во всей силе сказалась творческая фантазия художника, высоко развитое у него с детства патриотическое чувство родной страны со всей её правдой быта, её языка, преданий, песен и сказок».
Тем не менее, в романе «Пётр Первый» есть такой фрагмент:
«Нагнали полуроту солдат в бурых нескладных кафтанах, к ногам у всех привязаны пучки травы и соломы, — шли они вразброд, сталкиваясь багинетами. Сержант — отчаянно: "Смирна!" Пётр вылез из одноколки, брал за плечи одного, другого солдата, поворачивал, щупал корявое сукно.
— Дерьмо! — крикнул, выкатывая глаза на угреватого сержанта. — Кто ставил кафтаны?
— Господин бомбардир, кафтанцы выданы на сухаревой швальне.
— Раздевайся. — Пётр схватил третьего — востроносого, тощего солдата. Но тот будто задохнулся ужасом, глядя в нависшее над ним круглое, со щетиной чёрных усиков лицо бомбардира. Близстоящие товарищи выдернули из рук у него ружьё, расстегнули перевязь, стащили с плеч кафтан. Пётр схватил кафтан, бросил в одноколку и, не прибавив более ни слова, сел, — погнал в сторону Меньшикова дворца.
Раздетый солдат, дрожа всеми суставами, очарованно глядел на удаляющуюся по травянистой дороге одноколку. Сержант толкнул его тростью:
— Голиков, вон из строя, плетись назад... Смир-р-рна! (Разинув пасть, закинулся, заорал на всё поле.) Лева нога — сено, права нога — солома. Помни науку... Шагом, — сено — солома, сено — солома...»

Другой автор, неоднократно упоминавший об этом «изобретении» Петровской эпохи, — Сергей Алексеев, написавший множество исторических повестей. Как и в случае с романом Толстого, эти тексты не были научными исследованиями, а их автор — авторитетным историком. Впрочем, соответствующее образование Алексеев получил — в годы войны за полтора года окончил исторический факультет Оренбургского педагогического института, но обнаружить среди его библиографии профессиональных работ нам не удалось. В сборнике «Сто рассказов из русской истории» есть рассказ под названием «Сено, солома», однако происходящее отличается от описанного Толстым:
«Однажды Пётр ехал мимо солдатских казарм. Смотрит — солдаты построены, ходить строем учатся. Рядом с солдатами идёт молодой поручик, подаёт команды. Пётр прислушался: команды какие-то необычные.
— Сено, солома! — кричит поручик. — Сено, солома!
"Что такое?" — подумал Пётр. Остановил коня, присмотрелся: на ногах у солдат что-то навязано. Разглядел царь: на левой ноге сено, на правой — солома.
Офицер увидел Петра, закричал:
— Смирно!
Солдаты замерли. Подбежал поручик к царю, отдал рапорт:
— Господин бомбардир-капитан, рота поручика Вяземского хождению обучается!
— Вольно! — подал команду Пётр.
Поручик царю понравился. Хотел Пётр за "сено, солома" разгневаться, но теперь передумал. Спрашивает поручика Вяземского:
— Что это ты солдатам на ноги всякую дрянь навязал?
— Никак не дрянь, бомбардир-капитан, — отвечает поручик.
— Как так — не дрянь! — возражает Пётр. — Солдат позоришь. Устав не знаешь.
А поручик всё своё.
— Никак нет, — говорит. — Это чтобы солдатам легче учиться было. Темнота, бомбардир-капитан, никак не могут различить, где левая нога, где правая. А вот сено с соломой не путают: деревенские.
Подивился царь выдумке, усмехнулся.
А вскоре Пётр принимал парад. Лучше всех шла последняя рота.
— Кто командир? — спросил Пётр у генерала.
— Поручик Вяземский, — ответил генерал».
Впоследствии эту историю перепечатали и в других сборниках Алексеева, например «Птица-слава», «Исторические повести» и «Книга для чтения по истории нашей родины с 1670 по 1945 год».
Хотя рассказы о сене и соломе в русской армии встречаются в многочисленных публикациях в интернете и художественных произведениях, найти её упоминания в профессиональных исторических текстах нам не удалось. Единственное исключение, которое получилось обнаружить, — лекция военного историка Бориса Кипниса для проекта Arzamas, в которой учёный говорит: «Но учиться, конечно, надо военному делу. Без этого всё бесполезно. Поэтому знаменитое петровское "сено — солома" — это очень важно, чтобы солдаты различали: где право (сено), а где лево (солома) — и умели поворачиваться». Как мы видим, в версии Кипниса (если понимать его слова буквально) авторство необычной методики принадлежит уже непосредственно Петру I, а использовать его предполагалось для перестроений, а не для маршировки. Более того, в изложении историка сено и солома соответствуют не тем сторонам, что в большинстве пересказов этого сюжета.
Существуют свидетельства того, что эту технику использовали в России, но не в армейской среде. Музыковед Вячеслав Щуров в своей книге «Жанры русского музыкального фольклора» рассказывает о песнях, сопровождавших работу волжских бурлаков: «Чтобы заставить сонного идти в ногу, но не терять время на то, чтобы остановиться, оборотиться и отыскать виновного, артель перестаёт петь начатую уже песню и затягивает общим же хором известный припев: "Сено! Солома! Сено! Солома!"». Автор ссылается на отчёт этнографа Павла Небольсина о путешествии к устью Волги, который был опубликован в 1852 году. Узнать, был ли «известный припев» заимствованием из армейской культуры или собственным изобретением бурлаков, нам не удалось.
В англоязычной научной среде использование сена и соломы в русской армии — сюжет относительно популярный, но среди не историков, а психологов. В частности, про подобное обучение безграмотных солдат рассказывает профессор Университетского колледжа Лондона Крис Макмэнус в своей книге «Правая рука, левая рука. Происхождение асимметрии в мозгах, телах, атомах и культурах». Исследователь ссылается на свою коллегу Вилму Фритч и её работу 1968 года «Лево и право в науке и жизни», а та, в свою очередь, на немецкого медика Курта Эльза. Откуда этот специалист узнал о необычной новации в русской армии, нам выяснить не удалось, но примечательно, что и в случае с книгой Макмэнуса утверждение появляется в тексте без опоры на исторические исследования.
В контексте нейрофизиологии и других наук о человеческом мышлении историю про сено и солому рассказывает и куда более популярный в России автор Сэм Кин. Этот американский писатель, работающий в жанре нон-фикшен, опубликовал пять книг, большинство из которых стали бестселлерами и были переведены на русский язык. В одной из них, «Дуэль нейрохирургов. Как открывали тайны мозга и почему смерть одного короля смогла перевернуть науку», есть такой фрагмент: «Русским сержантам в XIX веке так осточертели неграмотные крестьяне, не умеющие отличить левое от правого, что они привязывали пучок сена к одной ноге и пучок соломы к другой, а потом командовали "Сено, солома, сено, солома!", чтобы научить их шагать в ногу». Как видно, здесь речь уже не идёт о Петровской эпохе — своеобразную методику якобы придумали спустя столетие. Отметим, что среди источников к главе, в которой приведено это утверждение, нет работ, написанных историками.

В отличие от текстов на русском языке, свидетельства того, как сено и солому использовали для различения левой и правой ноги, встречаются в англоязычных исторических работах. Например, в 1951 году Брюс Каттон в книге «Армия мистера Линкольна» сообщал, что такую технику применяли для обучения неграмотных солдат в годы Гражданской войны в США в середине XIX века. Якобы даже появился термин «соломенная нога» (straw-foot) для обозначения новобранца. В 1922 году Уилбур Фиске Крафтс приводил аналогичную историю, но уже про Войну за независимость США, которая произошла почти на век раньше. Свидетельства использования такой практики в Европе также датируются XIX веком, но они представляются более обоснованными: например, существуют воспоминания о том, как английские командиры тренировали шотландских рекрутов, не говорящих по-английски.
Таким образом, история про сено и солому в российской армии приводится в многочисленных источниках, однако к подавляющему большинству из них есть серьёзные вопросы. В текстах на русском языке этот сюжет представлен в основном в художественных текстах на историческую тематику, в то время как профессиональные историки (по крайней мере в сколько-нибудь значимом количестве) его в своих работах не приводят. На английском языке про сено и солому на ногах у русских солдат рассказывают по большей части психологи и физиологи, не ссылаясь на специалистов по истории или военному делу. При этом несколько историков рассказывают о применении такой технологии в США и Великобритании, но найти подтверждений, что её заимствовали из России, нам не удалось. Повторимся, что у этого сюжета нет канонического изложения — в зависимости от текста, где он приведён, меняются и историческая эпоха, и авторство «изобретения».
Это не точно
- Фактчек: 16 самых популярных легенд о Петре I
- А. Толстой. Пётр Первый
- Издавал ли Пётр I указ о том, что подчинённый перед начальством должен «иметь вид лихой и придурковатый»?
Интересное по теме: Городские легенды
Правда ли, что однажды римским папой выбрали женщину?
История о папессе Иоанне, женщине, ставшей понтификом, — одна из самых распространённых легенд о Средних веках. До сих пор многие выдают её за достоверную. Мы решили проверить, существовала ли папесса Иоанна.
Правда ли, что шампанское изобрёл французский монах Дом Периньон?
Принято считать, что один из самых популярных в мире алкогольных напитков появился на свет благодаря бенедиктинскому монаху. Мы проверили, действительно ли это так.
Правда ли, что рейтинг Николае Чаушеску за неделю до его расстрела составлял 99%?
Многие источники пишут о небывало высоком рейтинге румынского диктатора в последние дни его жизни. Мы проверили, насколько корректна подобная информация.