Согласно расхожему мнению, советский лидер в силу своей малограмотности руководил действиями фронтов не через карты Генштаба, а через обычный глобус. Мы проверили, правда ли это.

Самый известный источник этой информации — секретный доклад Никиты Хрущёва «О культе личности и его последствиях», зачитанный на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года. Критикуя действия Сталина в годы Великой Отечественной, Хрущёв вспоминал:

«Возьмите, — говорю, — карту, Александр Михайлович (товарищ Василевский здесь присутствует), покажите товарищу Сталину, какая сложилась обстановка. А надо сказать, что Сталин операции планировал по глобусу. (Оживление в зале.) Да, товарищи, возьмёт глобус и показывает на нём линию фронта. Так вот, я и говорю товарищу Василевскому, покажите на карте обстановку, ведь нельзя при этих условиях продолжать намеченную ранее операцию. Для пользы дела надо изменить старое решение. Ведь нельзя при этих условиях продолжать намеченную ранее операцию».


Несмотря на изначальную секретность, позднее фрагменты доклада были опубликованы в прессе (вплоть до американских газет New York Times и Washington Post), а многие его положения ушли в народ.

Не будем рассматривать часто поднимаемый вопрос о компетентности Сталина в деле руководства военными действиями — он требует отдельного разбирательства и в немалой мере перехода в субъективную плоскость. Нас интересует сугубо утверждение про глобус.

Критикуя Сталина за множество методических ошибок (особенно в начальной фазе войны), маршал Георгий Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» (1969) тем не менее замечает:

«Получившая распространение версия о том, что Верховный главнокомандующий изучал обстановку и принимал решения по глобусу, не соответствует действительности. Конечно, он не работал с картами тактического предназначения, да это ему и не нужно было. Но в оперативных картах с нанесённой на них обстановкой он разбирался неплохо».

Почти три года (1942–1945) занимавший должность начальника Генштаба маршал Александр Василевский подтверждает эту точку зрения:

«Полностью согласен с Г. К. Жуковым по поводу злополучного глобуса. Его в рабочем кабинете И. В. Сталина не было, он находился в его комнате отдыха, а туда мало кто приглашался. У Сталина всегда имелись подготовленные Генштабом рабочие карты по всем направлениям и театрам войны, в каких была необходимость».

Не очень понятно, что помешало Василевскому возразить Хрущёву во время доклада последнего, однако воспоминания военачальника появились уже после смерти бывшего генсека. Более детальную информацию даёт ещё один маршал — Кирилл Мерецков:

«…В некоторых книгах у нас получила хождение версия, будто И. В. Сталин руководил боевыми операциями "по глобусу". Ничего более нелепого мне никогда не приходилось читать. За время войны, бывая в ставке и в кабинете Верховного главнокомандующего с докладами, присутствуя на многочисленных совещаниях, я видел, как решались дела. К глобусу И. В. Сталин тоже обращался, ибо перед ним вставали задачи и такого масштаба. Но вообще-то он всегда работал с картой и при разборе предстоящих операций порой, хотя далеко не всегда, даже "мельчил". Последнее мне казалось излишним. <…> Не скажу, что я всегда соглашался с тем, как И. В. Сталин решал вопросы, тем более что нам приходилось спорить, насколько это было для меня возможно в рамках субординации, и по малым, и по крупным проблемам. Но неверно упрекать его в отсутствии интереса к деталям. Это просто не соответствует действительности. Даже в стратегических военных вопросах И. В. Сталин не руководствовался ориентировкой "по глобусу". Тем более смешно говорить это применительно к вопросам тактическим, а они его тоже интересовали, и немало».

Из воспоминаний ещё одного маршала — Александра Голованова:

«Сталин внимательно рассматривал карты, а по окончании доклада Жукова указал пальцем место на карте и спросил:
— А это что такое?!
Георгий Константинович нагнулся над картой и, слегка покраснев, ответил:
— Офицер, наносивший обстановку, неточно нанёс здесь линию обороны. Она проходит тут.
И показал точное расположение переднего края (на карте линия обороны, нанесённая, видимо, в спешке, частично проходила по болоту).
— Желательно, чтобы сюда приезжали с точными данными, — заметил Сталин.
Для каждого из нас это был предметный урок. Вот и повоюй тут "по глобусу"!»

В годы Великой Отечественной войны генерал Сергей Штеменко занимался различной штабной работой: принимал участие в оценке обстановки на фронтах, готовил предложения для доклада Верховному главнокомандующему, а с апреля 1943 года, будучи первым заместителем, а затем и начальником Оперативного управления Генштаба, играл немаловажную роль в планировании операций советских войск. Вот что он позднее напишет в своих мемуарах:

«За торцом стола, в углу [кабинета Сталина], стоял большой глобус. Должен заметить, однако, что за сотни раз посещения этого кабинета мне никогда не доводилось видеть, чтобы им пользовались при рассмотрении оперативных вопросов. Разговоры о руководстве действиями фронтов по глобусу беспочвенны».

Таким образом, несмотря на неоднозначные оценки роли Сталина как Верховного главнокомандующего, крупные военачальники времён ВОВ сходятся в одном: распространённая Хрущёвым информация о том, что советский лидер планировал операции по глобусу, является вымыслом.

Фейк

Фейк

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

1. Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления.

2. А.М. Василевский. Дело всей жизни.

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: