Правда ли, что сиротские приюты в Российской империи создали как площадку для эксперимента по прививанию оспой?

Существует мнение, что вся система призрения сирот в Российской Империи была выстроена, чтобы на оказавшихся без попечения родителей детях ставить медицинские эксперименты, в том числе проверять безопасность и эффективность оспопрививания. Мы решили проверить, действительно ли такая практика существовала.

Информацию о таком предназначении сиротских учреждению можно встретить в основном в социальных сетях, в частности там указывают, что «первый сиротский дом в Москве появился в 1764 году. И как вы думаете какова цель его создания? Вы наверно скажете — забота о сиротах? А вот нет, оказывается, фактически там проводились испытания первой вакцины от оспы на детях. В этом Сиропитальном доме смертность детей доходила от 87 до 100% в год». О жестоких экспериментах над сиротами даже снят Youtube-фильм.

Оспа — одна из старейших вирусных инфекций, некоторые биологи даже предполагают, что в библейском сюжете о десяти казнях египетских под фразой «и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской» понимается именно эпидемия оспы. Смертность от натуральной оспы была крайне высокой — погибал каждый шестой-восьмой заболевший взрослый и каждый третий ребёнок. В отличие от чумы, проходившей волнами, оспа стабильно присутствовала в популяции. В немецком языке даже существовала поговорка «мало кому удаётся избежать оспы и любви», а во Франции полиция указывала отсутствие оспин на лице в качестве особой приметы разыскиваемого. 

File:Child with Smallpox Bangladesh.jpg
Photo Credit:Content Providers(s): CDC/James Hicks, Public domain, via Wikimedia Commons

История предотвращения оспы делится на два этапа — этап вариоляции и этап вакцинации. Вариоляция — способ предотвращения тяжёлого течения болезни путём помещения содержимого из созревшей пустулы больного оспой в здоровый организм. Письменные упоминания о ней датируются VIII веком. Существовали разные технологии проведения — выкачанное содержимое втирали в надрезы, вводили подкожно, в нём мочили нитку и её проводили в прокол под кожей. В таком случае у привитого развивалось заболевание, которое чаще всего протекало в лёгкой форме. Однако иммунитет не всегда реагировал предсказуемо, к тому же часто нарушались правила проведения процедуры, что приводило к дополнительному инфицированию другими инфекциями (рожей, сифилисом). Английский врач Геберден подсчитал, что с введением «гнойных втираний» за 40 лет в Лондоне оспа унесла на 25 000 больше жизней, чем в предыдущем сорокалетнем периоде.  

Первая публичная вакцинация состоялась в 1796 году, её провёл британский врач и натуралист Эдвард Дженнер. Он заметил, что переболевшие коровьей оспой не заболевают натуральной, поэтому он снял оспу с руки девушки, больной коровьей оспой, и привил её подкожно восьмилетнему мальчику Джеймсу Фиппсу. У ребёнка в месте введения развилась местная реакция с небольшим недомоганием, однако без общего течения заболевания. Затем Дженнер спустя полтора месяца ввёл мальчику натуральную оспу, при этом болезнь у него развилась. На основании этого Дженнер сделал вывод, что вакцинация коровьей оспой эффективней и безопасней. То есть в сиротских приютах в 1764 году по хронологическим причинам не могли ставить эксперименты с вакцинацией от оспы и по логическим — с используемой уже на протяжении почти тысячелетия вариоляцией. 

Необходимость создания государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, понимал ещё Пётр I. В 1715 году он издал указ «О сделании в городах при церквах гошпиталей для приёму и содержания незаконнорождаемых детей», ранее такая же инициатива была локально реализована новгородским архиереем Иовом в 1706 году. В воспитательный дом принимали подкидышей и незаконнорождённых, а тому, кто приводил ребёнка, гарантировалась анонимность.

В 1763 году Екатерина II учредила Московский императорский воспитательный дом. С самого дня закладки Воспитательного дома туда начали приносить детей. В связи с тем, что ни здания, ни персонала ещё было, детей помещали в приёмные семьи и смертность в первые годы действительно была колоссальной и могла доходить до 870 смертей на 1000 детей. Цифра выглядит устрашающей по сравнению с тем, что в 2020 году младенческая смертность составила 4,5 на 1000, то есть почти в 200 раз ниже. Однако по многим причинам некорректно сравнивать показатели XVIII века с сегодняшним днём: методы выхаживания недоношенных кардинально улучшились, практикуется вакцинация с первых дней жизни и более заботливое отношение к материнству и детству со стороны государства, а также общее качество жизни значительно улучшилось.

Историки сообщают, что средняя младенческая смертность в середине XVIII века доходила до 30%. При этом опять же некорректно сопоставлять среднюю смертность по стране и смертность в казённых учреждениях, в тот же Московский воспитательный дом  изначально поступали дети с врождёнными заболеваниями, слабые, нежеланные и ослабленные недоеданием, как своим, так и их матерей в период вынашивания. Также смертность регулярно повышалась в летние месяцы, так как кормилицы были заняты на полевых работах, а слишком рано отлучённые от груди дети часто погибали из-за тяжёлого энтерита (воспаления тонкой кишки). 

Детская смертность по годам. Источник — Национальный медицинский иссле­довательский центр здоровья детей

Оценки реальной смертности в приютах расходятся — советский врач-педиатр Э.М. Конюс писала о смертности превышающей 80%, однако современные учёные считают её цифры завышенными, так как она анализировала данные в годы вспышек инфекционных заболеваний. В частности, использовав цифру из отчёта главного врача Московского воспитательного дома Н.Ф. Миллера в 81%, Э.М. Конюс не упоминает, что она относится к годам, когда в Москве свирепствовала эпидемия натуральной оспы. Так что здесь следствие по сути замещено причиной. Оспопрививание по методу Дженнера в Московском воспитательном доме начали лишь в 1801 году, поэтому  цифры свидетельствуют о смертности от самой оспы и от социально-экономических причин, а не от вакцинации.

И хотя экспериментов над сиротами по оспопрививанию в Российской империи не проводили, в мире такая практика существовала. В частности, британский король Георг I, прежде чем решиться на вариоляцию для себя и других членов королевской семьи, провёл  эксперимент на семи заключённых, приговорённых к смертной казни, в обмен на помилование и на шести сиротах из приюта. Все участники опыта выжили, а королевская семья всё-таки вакцинировалась от оспы. Ещё более спорный эксперимент, но уже с другим вирусом, проводил в США доктор Сол Кругман. С 1955 по 1970 он намеренно заражал воспитанников Уиллоубрука — приюта для детей и взрослых с серьёзными нарушениями развития на Статен-Айленде в Нью-Йорке — гепатитом путём инъекций, а также введения в рацион шоколадного молока, смешанного с фекалиями заболевших, чтобы изучить формирование иммунитета к этому заболеванию. 

Таким образом, сиротские учреждения в Российской империи были созданы только для улучшения социальных условий населения. Нам не удалось найти убедительных свидетельств в пользу проведения там экспериментов по прививанию оспой. Однако в истории есть подтверждённые примеры сиротских учреждений, где подопечные действительно становились подопытными в неэтичных медицинских экспериментах, порой даже без их согласия.

Фейк

Фейк

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. Сожженная кошка и смерть от слив: как прививались в России
  2. Как вакцины изменили мир. История прививок от 18 века и до наших дней
  3. Паевский, Хоружая: Вообще ЧУМА! история болезней от лихорадки до Паркинсона

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: