Правда ли, что спартанцы сбрасывали слабых детей в пропасть?

Распространено убеждение, что в античном государстве младенцев, которые не смогут вырасти здоровыми, вскоре после рождения сбрасывали со скалы. Мы проверили, существуют ли подтверждения этой легенды.

История про избавление от нездоровых младенцев упоминается не только в нескольких художественных произведениях разных жанров, но и в ряде учебников: например, по теории государства и права под редакцией Поповой и по педагогике под редакцией Крившенко и Юркиной. При этом научно-популярные порталы Arzamas и «Русская семёрка» утверждают, что археологические раскопки опровергли широко распространённое убеждение. В 2020 году о странном по нынешним меркам спартанском обычае во время одного из совещаний вспомнил президент России Владимир Путин: «Говорят, что в Древней Спарте больных, увечных детей сбрасывали со скалы Тайгет. Правда, сегодня историки, археологи полагают, что это только легенда, миф».

О шокирующей для современного человека практике писали ещё античные авторы. Например, Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывал о незавидной судьбе слабых младенцев в книге, посвящённой полулегендарному спартанскому законодателю Ликургу (VIII век до н. э.). Как утверждает Плутарх, новорождённого относили к старейшинам, которые осматривали его и «если ребёнок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Тайгете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе».

При этом в биографиях других известных античных деятелей, написанных Плутархом, есть противоречащие этому утверждения. Например, в рассказе о спартанском царе Агесилае (V–IV века до н. э.) автор сообщает, что тот с детства был хромым (хотя «красота его в юные годы делала незаметным телесный порок»). Как пишет британский специалист по античной истории Пол Картледж, царь был хромым с рождения, а вырос по спартанским меркам очень низким, так что проблемы со здоровьем явно не были следствием травмы. Тем не менее Агесилай прожил более 80 лет и руководил спартанской армией в нескольких войнах и походах.

Отметим, что Плутарх жил в I–II веках н. э., то есть на несколько столетий позднее многих героев его «Жизнеописаний». Как замечают некоторые историки, другие античные авторы не сообщают о подобном обычае в Спарте, а сам Плутарх заинтересован скорее в создании образа своего героя, нежели в его точном жизнеописании.

Э. Дега. Юные спартанцы (около 1860 года, Национальная галерея в Лондоне)

В 2007 году несколько изданий (в том числе российские Lenta.ru и «Новые известия», а также австралийское ABC) со ссылкой на AFP сообщили, что греческие учёные «опровергли легенду о спартанских детоубийствах». В этих публикациях сообщалось о работе Теодороса Пициоса из Афинского университета, который проанализировал человеческие останки, обнаруженные в ущелье Апофеты, и пришёл к выводу, что умершим там людям было от 18 до 35 лет. Всего антропологи исследовали останки 46 мужчин, которые жили в VI–V веках и, вероятно, были военнопленными, преступниками или предателями.

Хотя нам не удалось обнаружить публикацию AFP, на которую ссылались СМИ по всему миру, исследование Пициоса действительно существует. Правда, посвящено оно раскопкам, которые проходили в пещере Каэдас. Пициос изначально проверял гипотезу о том, что в ущелье сбрасывали взрослых людей. Более того, антрополог прямо называет слухи о том, что детей кидали именно в ущелье Каэдас, «маловероятным, неподтверждённым вымыслом, тем не менее широко распространённым и в наше время». Схожей точки зрения придерживается в том числе и греческое министерство культуры. Отождествление ущелья Каэдас с Апофетами действительно распространено (так считал, например, и литературовед Михаил Гаспаров), однако точной уверенности в этом нет.

Таким образом, про спартанский обычай сбрасывать нездоровых младенцев с обрыва нам известно из сочинений относительно позднего античного автора, достоверность которых находится под вопросом. Более того, существуют свидетельства того, как уроженцы Спарты с врождёнными недугами не только избегали ранней смерти, но и достигали весьма существенных успехов. Растиражированная несколько лет назад информация о том, что антропологи и археологи исследовали упомянутое Плутархом ущелье и опровергли детоубийства, не вполне соответствует действительности — мы не знаем наверняка, где располагались Апофеты, и не можем с уверенностью отождествить их с ущельем Каэдас. Как пишет в своей докторской диссертации об инвалидности в Древней Греции археолог Дебора Снид, «пока мы не обнаружим надёжное свидетельство такой практики, например детские останки в окрестностях Тайгета, мы не можем делать даже предварительные заявления».

Это не точно

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. Arzamas. 7 мифов об античности
  2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания
  3. T. Pitsios. Ancient Sparta Research Program of Keadas Cavern
  4. D. Sneed. The Life Cycle of Disability in Ancient Greece

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: