Правда ли, что в исламе действует строгий запрет на изображение живых существ?

Широко распространено мнение о том, что каноны ислама не позволяют изображать живых существ. Мы проверили, правда ли это.

В интернете можно найти материалы о полном или частичном запрете на изображения или изваяния живых существ в исламе. Причём такую информацию можно найти не только на ресурсах исламской направленности. Существует также суждение о том, что каллиграфия в мусульманском мире получила широкое распространение именно из-за запрета на изображения. Действительно ли подобный запрет существовал в прошлом или существует сейчас?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, для начала рассмотрим существующие в мусульманском религиозном поле авторитетные источники вероучения. Главным из этих источников, естественно, является Коран — речь Бога, ниспосланная пророку Мухаммеду «на языке арабском ясном» через посредника, архангела Джабраила. Коран содержит установки шариата — религиозного закона, регулирующего все стороны жизни верующего (обрядовую, социальную, бытовую и т. д.). В первые века ислама сложилась наука о тафсирах — комментариях к Корану, в которых стихи священной книги мусульман толкуются как с точки зрения языка (синтаксис, грамматика, лексика), так и со смысловой точки зрения.

Второй источник вероучения для мусульман — Сунна, предание о жизни пророка Мухаммеда, являющегося образцом для подражания у всех мусульман. Сунна, вопреки распространённому заблуждению, представляет собой не один цельный текст. Она устанавливается на основании хадисов — отвечающих определённым условиям рассказов о Мухаммеде, в которых описываются его деяния, высказывания и так называемые молчаливые одобрения. Основному корпусу хадисов посвящена отдельная отрасль мусульманских религиозных наук, в которой используется обширная система классификации сообщений о Мухаммеде и выявления наиболее достоверных из них. Такие хадисы (их относят к категории «сахих» — «верный») собирались отдельно, а шесть наиболее авторитетных сборников хадисов «сахих» получили название «Шесть книг».

Коран и Сунна — главные, но не единственные источники для факиха, специалиста по мусульманскому праву (фикху). Правовед выносит решения не только на основании Корана и Сунны, он также пользуется различными рациональными методами и время от времени должен прибегать к собственному суждению. Различия в определении методов и источников фикха, а также предпочтение одних методов другим в своё время дали начало развитию мазхабов — школ мусульманского права. На данный момент наибольшее распространение в мире имеют четыре школы суннитского права (маликиты, шафииты, ханафиты и ханбалиты), а также джафаритский мазхаб, приверженцами которого является большая часть шиитов мира.

Важным отличием ислама от, например, христианства является то, что в исламе не существует единого центра авторитета. В исламе не сложился институт церкви, возглавляемый человеком, имеющим непоколебимый авторитет среди верующих. Точно так же в исламе не существует духовенства в его христианском понимании, однако в VIII–IX веках там сложился класс религиозных учёных, известных в русском языке как улемы. Именно представители этой корпорации стали теми, кто в условиях отсутствия единого центра авторитета и чёткой иерархии приобрёл право на толкование и интерпретацию установок Корана и Сунны. Иными словами, в мусульманском мире не существует и не может существовать человека, полномочия или статус которого хотя бы в какой-то степени будут похожи на полномочия и статус папы римского или патриарха. В то же самое время такая ситуация приводит к существованию широкого поля интерпретаций и большого количества авторитетов. Муфтий — авторитетный специалист, имеющий право на вынесение богословско-правовых решений (фетв), выносит решения, исполнение которых теоретически предписано лишь его последователям.

Важный сюжет об изображениях в Коране – история о пророке Ибрахиме (библейский Авраам), который осуждает своих сородичей за то, что они поклоняются изображениям: «Вот сказал он своему отцу и своему народу: "Что это за изображения, которым вы поклоняетесь?"» Ему возражают, что делают это, потому что так поступали их отцы. Однако Ибрахим призывает их уверовать в единого Бога и разрушает идолов (Коран 21:51–58). Эта история не содержит прямого указания на недопустимость изображений или изваяний – в ней осуждается поклонение изображениям, которое в мусульманской доктрине классифицируется как «ширк». Понятие «ширк» переводят как «придание Богу сотоварищей», то есть поклонение чему-то ещё, помимо Бога (например, с исламской точки зрения под категорию «ширк» подпадает почитание христианами Троицы).

Другая история, часто приводимая в качестве довода для запрета, — сообщение о богах, которым поклонялся народ пророка Нуха (библейского Ноя). В Коране сообщается, что люди отвернулись от послания Нуха и продолжили поклоняться прежним божествам: «Не оставляйте никак ваших богов, не оставляйте никак Вадда, и Сува, и Йагуса, и Йаука, и Насра!» (Коран 71:23). Эта история раскрывается в хадисах. В авторитетном сборнике аль-Бухари (810–870) приводится комментарий пророка к данному аяту, в котором говорится, что эти имена ранее принадлежали праведникам, а затем Шайтан надоумил людей создать статуи в тех местах, где сидели эти праведники.

Оба этих текста, как мы видим, не содержат прямого запрета на создание изображений. Речь в них идёт лишь о недопустимости поклонения изображениям. При этом, начиная с IX века, наблюдается рост толкований истории об Ибрахиме и конкретно аята 21:52 как указания на запрет изображений и изваяний. Однако такое указание вовсе не догма, обязательная для исполнения. В частности, популярный среди российских мусульман тафсир Саади трактует это как предостережение от многобожия — недопустимо поклоняться статуям и изображениям.

Если же обратиться к корпусу хадисов, то среди признаваемых достоверными можно найти целый ряд сообщений, посвящённых отношению Мухаммеда к изображениям. Довольно часто цитируется хадис о том, что ангелы не войдут в дом, в котором есть изображения или собака. Впрочем, авторитетные собиратели хадисов приводят разные версии этого сообщения. Так, в одной из версий говорится о допустимости узоров на ткани. Популярной темой хадисов об изображениях и изваяниях является предостережение их создателям. В таких сообщениях говорится, что создатели изображений будут подвергнуты страшным мукам в аду. В другом хадисе эта мысль раскрывается — художник должен будет вдохнуть жизнь в своё творение. Подобные суждения объясняются тем, что создатель изображений посягает на функции Бога — источника всего сотворённого.

В ряде хадисов можно найти доводы в пользу допустимости изображений. В одном из таких сообщается, что пророк порвал занавеску с изображениями в комнате своей жены Аиши, однако она позже сделала из этой ткани наволочки для подушек, на которых Мухаммед сидел. Другой хадис, передатчиком и одним из действующих лиц которого также является Аиша, повествует о её куклах (пророк женился на Аише, когда та была ещё ребёнком). В одной из версий этого сообщения описывается игрушка — лошадь с крыльями. Когда Мухаммед спросил у Аиши, разве бывают лошади с крыльями, та ответила ему, что такие были у пророка Сулеймана (библейский Соломон). В ответ на это Мухаммед рассмеялся, что можно расценивать как одобрение. В другой версии этого хадиса поясняется, что Аише было дозволено играть с куклами, так как она была ещё ребёнком.

Подобные хадисы можно трактовать по-разному. Является ли смех пророка в ответ на реплику Аиши одобрением изображений и изваяний вообще или речь идёт только о детских игрушках? Можно ли изображать животных только на подушках или данное суждение можно трактовать более широко? У процитированного выше хадиса об ангелах, не входящих в дом с изображениями, к примеру, есть более пространная версия, в которой говорится о недопустимости антропоморфных изображений. Пророк поясняет, что можно создавать изображения похожими на деревья или отрезать голову тем, что похожи на живые создания. В таких случаях многое зависит от характера трактовки — будет ли она строго буквалистской или более широкой.

Исследовательница Кристиан Грубер, высказываясь на более узкую тему допустимости изображений Мухаммеда, отмечает, что в историческом своде фетв нет ни одного решения, которое бы явно и строго запрещало изображения и изваяния. Запреты такого уровня находятся уже в онлайн-сборниках фетв. Например, фетва, запрещающая изображения, была выпущена представителями движения «Талибан» в 2001 году, которые пытались таким образом обосновать их планы по разрушению статуй Будды в Бамиане. К слову, ряд мусульманских стран и отдельных авторитетных муфтиев выступали резко против такого решения.

Многообразная культура мусульманского мира на протяжении столетий порождала изображения и статуи: например, в рукописной традиции осталась богатая иконография вознесения пророка Мухаммеда и других эпизодов из его жизни. Кристиан Грубер в своей статье выделяет два периода в истории изображений Мухаммеда. Она отмечает, что на изображениях XIII–XV веков можно увидеть лицо пророка без каких-либо завес, которые появляются на миниатюрах XVI–XIX веков. Также исследовательница утверждает, что подобные завесы или каллиграфические фигуры, скрывающие лицо Мухаммеда, могли быть дорисованы позднее, что должно отражать более консервативные религиозные тренды.

В современном Иране встречается большое число разнообразных изображений Мухаммеда. Там же можно увидеть множество памятников поэтам (например, Фирдоуси) или современным героям вроде погибшего генерала КСИР Касема Сулеймани (существует также его бюст в Ливане). Кроме того, за последнее столетие в мусульманских странах появилось большое количество фото- и видеоматериалов утилитарного (например, фотографии на паспорт и водительские права), информационного или развлекательного характера (телевидение, кино и т. д.). Вряд ли всё это было бы возможно в условиях пресловутого запрета на изображения.

Ключевая проблема, возникающая даже при поверхностном изучении кейса с изображениями, состоит в том, что на этот счёт существует множество точек зрения, подкрепляемых сложившейся в исламе системой авторитета. В то время как одни муфтии могут, например, разрешать фотографии и телевидение (как это и происходило на протяжении XIX–XX веков), другие (как в случае с «Талибаном» и статуями в Бамиане) могут издавать запреты на использование изображений. Источники авторитета в виде Корана и Сунны, как мы видим, дают и ту и другую возможность, а отсутствие некой церковной иерархии только закрепляет подобный плюрализм. Второй момент, который хотелось бы отметить в связи с современной ситуацией, — это политизация самих по себе художественных практик. Наиболее серьёзные скандалы, имевшие трагические последствия, возникали вокруг карикатур на пророка Мухаммеда в газетах Jyllands-Posten и Charlie Hebdo. Дискуссия вокруг подобных скандалов разворачивается уже не в поле допустимости / недопустимости изображений вообще, а оскорбительности того или иного изображения в частности.

Полуправда

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. The Koran Does Not Forbid Images of the Prophet

2. Всегда ли было запрещено изображать пророка Мухаммеда?

3. Muslims have visualized Prophet Muhammad in words and calligraphic art for centuries

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: