Согласно экзотической теории, великий русский поэт не погиб, а тайно уехал во Францию, где стал великим прозаиком. Мы проверили, насколько правдоподобно выглядят аргументы в пользу этой версии.
Даже абсурдные на первый взгляд вещи могут быть основаны на убедительных доводах. Вот основные тезисы теории, о которой можно прочитать на таких ресурсах, как Life, «Московская правда», «Канобу», SM-News, и во многих других источниках.
1. Звезда Дюма взошла на небосклоне вскоре после смерти Пушкина.
2. Пушкин старше своего французского коллеги всего на три года.
3. Литераторы были относительно похожи в зрелом возрасте (смуглая кожа, цвет глаз, форма лба, бровей, носа, тёмные кудрявые волосы) и довольно-таки похожи в молодости.
4. Оба выделялись ярким литературным талантом и плодовитостью, но были абсолютно беспомощны в точных науках.
5. Обоих звали Александром.
6. В честь своего мнимого убийцы Дантеса Пушкин-Дюма, как бы извиняясь, назвал протагониста романа «Граф Монте-Кристо».
7. Не побывав к тому времени ни разу в России, Дюма написал роман «Учитель фехтования», в котором подробно рассказал историю декабристов и восстания 1825 года. Также он перевёл на французский произведения Пушкина.
8. Согласно показаниям секунданта Данзаса, Пушкин был ранен не в живот (как гласит официальная версия), а в место между бедром и тазом.
9. Дюма издавал журнал «Мушкетёр», что в переводе на русский язык могло означать не что иное, как «Пушкин», потому как мушкет — это средневековое орудие артиллерии, аналогичное пушке.
10. Пушкин успел накопить долгов, да и с властью у него всегда были проблемы. Повод исчезнуть имелся.
11. Церемонию прощания с Пушкиным в последний момент перенесли в другое место, допустив только родственников и близких друзей, а вывезли тело поэта ночью в закрытом гробу.
И ещё ряд доводов, от занимательных до более банальных.
Если покопаться в интернете, то окажется, что подавляющее число аргументов в пользу конспирологической теории восходит к одному источнику — эссе некоей Нины Миловой, размещённому на портале «Проза.ру» в октябре 2009 года. О себе Милова пишет: «Я не русский писатель, но скорее американский экономист, хотя обожаю русскую литературу и черпаю из неё вдохновение для своей экономической деятельности». Масла в огонь подлил и ещё один культуролог-любитель — в 2019 году на том же сайте появилась работа биолога Николая Векшина «Был Пушкин, стал Дюма».
Даже будучи непрофессионалами, Милова и Векшин должны были понимать, что жизнь как Пушкина, так и Дюма, двух знаменитых деятелей культуры, расписана практически по минутам. При том внимании, что и в советское, и в российское время уделялось жизни и деятельности российского литератора, такое предположение выглядит естественным. Рассмотрим же в этом свете некоторые из доводов, приводимых Миловой и её единомышленниками.
1. К моменту смерти Пушкина Дюма был известен не только во Франции (да, романов он ещё не писал, однако пьесы Дюма активно публиковались и ставились), но и в России. Так, в своём эссе в 1834 году видный российский литературный критик Виссарион Белинский писал: «…слишком талантливый, если не решительно гениальный, Александр Дюма произвёл "Повести Безумного"! Ох, эта беспутная юная словесность!»
2. Кроме Пушкина и Дюма, в промежутке с 1799 по 1802 год родились Бальзак, Баратынский, Даль, Гюго, Гауф и многие другие, менее известные литераторы. В этом нет ничего удивительного. Это не то же самое, что, например, родиться в один день или на одной неделе.
3. Некоторое внешнее сходство (без учёта того, что Дюма во второй половине жизни был явно полнее своего коллеги) легко объяснить наличием африканских корней. Бабушка Дюма была темнокожей рабыней с острова Гаити, а прадед Пушкина происходил то ли из Абиссинии (нынешняя Эфиопия), то ли из Камеруна. Ну а кудрявые волосы у людей со смуглым оттенком кожи, мягко говоря, не редкость. Причёски же обоих вполне отвечали моде своего времени. Кроме того, нельзя забывать и о росте, который у Пушкина, согласно свидетельству художника Чернецова, в 1832 году составлял около 167 см. Дюма же был довольно высокого роста, некоторые источники упоминают даже 190–195 см.
4. Действительно, Дюма не продвинулся в школе дальше таблицы умножения, а Пушкину, согласно воспоминаниям его сестры, «арифметика казалась недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». Однако это никак не объясняет того, что у Пушкина и Дюма были литературные таланты совершенно разного рода. Француз никак не преуспел в поэзии. Пушкин же как прозаик хоть и оставил заметный след в русской литературе, однако в этом качестве на Западе великим мастером не считается. Единственный написанный им роман — в стихах («Евгений Онегин»), тогда как Александра Дюма прославила именно крупная прозаическая форма.
6. На французском фамилии Эдмона Дантеса и Жоржа Дантеса пишутся по-разному (Dantès и d'Anthès соответственно).
7. Дюма действительно интересовался личностью Пушкина, однако его заметки о далёкой стране часто называют «образцом непонимания заезжими иностранцами особенностей России». Причём ошибки он допускал в том числе в отношении Пушкина — например, написал, что тот родился в Псковской губернии.
8. Даже сам Пушкин, падая, успел сказать: «Кажется, у меня раздроблено бедро». Однако это не спасло поэта от гангрены и повреждения кишок, также как и от врачебных ошибок.
9. Мушкет — это совсем не артиллерийское орудие, «аналогичное пушке». Это вид ружья.
11. Помимо собственно смерти (свидетелями которой были как минимум несколько человек), Пушкина ждало ещё и вскрытие, тоже задокументированное. Более того, в 1953 году производилась реставрация склепа поэта, и его прах на тот момент ещё там присутствовал. А отсутствие пышных и открытых похорон объясняется волей императора.
Есть и другие факты, делающие теорию Миловой и Векшина несерьёзной. В частности, Дюма, до того как стать знаменитым, вовсе не сторонился людей. Например, он был активным участником Июльской революции 1830 года, чему имеется немало свидетельств. А вот Пушкин никак не мог в июле 1830 года стоять на парижских баррикадах, поскольку готовился к свадьбе с Натальей Гончаровой. До наших дней в Нескучном саду в Москве сохранился Гротесковый мост, по которому в тот месяц поэт прогуливался с будущей женой.
Таким образом, теория об организованной Пушкиным мистификации сама по себе является нелепым конспирологическим предположением, содержащим массу ошибок.
Неправда
Почитать по теме: