Существует расхожий миф, что самолёт может полностью сгореть всего за полторы минуты. Мы решили выяснить, так ли это.
Это мнение распространяют СМИ, например, Readovka, «Царьград» и «Фонтанка». Такая информация есть на порталах, посвященных путешествиям, в постах на Пикабу, в блогах на «Яндекс.Дзене». Ее используют в рекламе производители систем обеспечения безопасности. Об этом рассказывают в интервью бортпроводники.
В самолётах действительно очень много вещей, которые могут легко воспламениться. И речь не только о топливе в двигателях. Это и технические жидкости (например, масло), и запас кислорода, и проводка (а в некоторых самолётах её длина может достигать 100 км, и она отлично горит!), и даже просто обивка и кресла в салоне. Именно из-за пожароопасности (а уже во вторую очередь из-за заботы о здоровье пассажиров) на борту самолётов запрещено курить. И именно поэтому, кстати, несмотря на запрет, в туалетах всё же есть пепельницы — чтобы нарушитель, который всё же закурил, мог безопасно потушить сигарету, а не бросить её в мусорное ведро к салфеткам и туалетной бумаге. Но неужели огромный Boeing действительно может сгореть дотла всего за 90 сек.?
На самом деле, нет. Если бы это было так, у пассажиров почти не было бы шансов спастись в случае пожара. А Королевское авиационное общество Великобритании заявляет, что 87,7% авиационных аварий и происшествий обходится без погибших. А значит, если соблюдать правила безопасности полётов и слушать указания бортпроводников, шанс выжить есть даже в том случае, если самолёт охвачен огнём. Так откуда же взялся этот миф?
Дело в том, что по международным нормам эвакуация из воздушного судна, рассчитанного более чем на 44 пассажира (а это почти все современные пассажирские самолёты), должна занимать не более 90 сек. И производитель во время прохождения сертификации должен доказать, что за это время действительно можно вывести всех людей из самолёта. Причем, как говорится на международном информационном портале, посвящённом безопасности полётов, Skybrary, при проведении тестов должна быть задействована только половина эвакуационных выходов, чтобы смоделировать ситуацию, когда при аварии часть выходов оказалась заблокирована или несколько трапов вышли из строя.
В 1964 году Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) провело ряд краш-тестов пассажирских самолётов (один из этих тестов вошёл в документальный фильм, снятый FAA). Тесты были направлены на моделирование реальных аварий, закончившихся человеческими жертвами. Было выяснено, что фюзеляж самолета, охваченный огнём, остаётся пригодным для нахождения в нём в течение двух минут — после этого времени температура в салоне поднимается до слишком высоких значений, а задымление становится слишком сильным, к тому же, огонь может добраться до двигателей и тогда произойдёт взрыв. Изначально именно две минуты и были признаны максимально допустимым временем эвакуации, но дальнейшие тесты привели к сокращению этого времени до 90 сек., и в 1967 году оно было принято за стандарт. В итоге, эти нормы были поддержаны большинством стран, и вскоре это правило стало международным. Действует оно и в России.
С каждой новой авиакатастрофой, произошедшей в результате пожара, правила эвакуации дорабатываются, но пока время остаётся тем же, что и в 1967 году.
Конечно, чаще всего реальная эвакуация в случае аварии занимает больше времени. Моделирование эвакуации проходит очень натуралистично: весь салон занят пассажирами, «авария» происходит неожиданно, иногда в самолёте отключают свет, участники испытаний не знают заранее, какими выходами им придётся воспользоваться, бортпроводники должны совершать те же действия и направлять людей, как и при реальной аварии. Казалось бы, всё как на самом деле. Но фактически, все знают, что их жизни ничто не угрожает, а потому спокойно и организованно покидают свои места. При реальной аварии среди пассажиров часто начинается паника, кто-то начинает хватать сумки с багажных полок — всё это сильно затягивает процесс выхода из самолета (и может стоить кому-то жизни). Фонд безопасности полётов отмечает, что проблема затягивающейся из-за багажа эвакуации, по данным ИКАО, встаёт всё острее, и задаётся вопросом, не стоит ли вообще дистанционно блокировать багажные полки, чтобы у пассажиров не было искушения в случае эвакуации лезть за своим багажом и задерживать других. Ведь, как и почти все правила авиационной безопасности, ограничение в 90 секунд написано кровью.
Но возвращаясь к вопросу, может ли самолёт целиком сгореть за 90 сек. — нет, не может, если речь идёт именно о пожаре, а не о взрыве. Наоборот, 90 сек. — это как раз то безопасное время, которое есть у пассажиров и экипажа, прежде чем огонь начнёт угрожать их жизням.
Неправда
Почитать по теме: