Правда ли, что советский биолог Трофим Лысенко называл генетику продажной девкой империализма?

Распространено убеждение, что советский агроном и биолог, представитель так называемой мичуринской агробиологии Трофим Денисович Лысенко называл классическую генетику продажной девкой империализма. Мы решили проверить, подтверждается ли это историческими документами.

Информация о том, что фраза принадлежит советскому агроному, встречается во многих авторитетных СМИ. Например, обозреватель РИА «Новости» Татьяна Синицына пишет: «7 августа 1948 года с трибуны сессии ВАСХНИЛ (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина), народный академик Трофим Лысенко бросил в зал такие слова: "Генетика — продажная девка империализма"». А «Вести.ру» цитируют академика Российской академии сельхознаук Льва Эрнста, который, вспоминая идеи Трофима Лысенко, говорил: «Трагедия была для биологической науки, особенно для генетики. Достаточно вспомнить, как он сам где-то сказал, что это продажная девка империализма». Можно встретить и такое утверждение: «Лысенко обвинил генетиков в том, что они целенаправленно задерживают развитие сельского хозяйства, генетика была названа лженаукой, служанкой ведомства Геббельса, продажной девкой империализма». В художественной литературе фраза также встречается, однако без точного указания автора. Например, в романе «Зубр» Даниила Гранина: «В 1948 году с ним бы расправились быстро, но времена пришли другие, удавку не накинешь. "Буржуазная наука", "мухолюбы-человеконенавистники", "генетика — продажная девка империализма" и тому подобные приёмы не проходили, шёл всё же 1957 год».

Гонения на классическую генетику в СССР начались в 1930-е годы. К 1936 году в советской биологической науке сформировалось два противоположных подхода. Один представлял собой Николай Иванович Вавилов, самым ярким представителем второго был Трофим Денисович Лысенко. На IV сессии Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина в Москве оба учёных защищали свои взгляды перед научным и партийным сообществом. И хотя эксперимент Лысенко имел значительные методические нарушения, именно его теория получила официальное одобрение.

Трофим Денисович и его коллеги называли свой подход мичуринской агробиологией, а противопоставляли себе «буржуазный вейсманизм — морганизм — менделизм» (классическую генетику). В основе мичуринской агробиологии лежала идея о воспитании — якобы приобретённые признаки родительский организм может передавать потомкам. Также этот подход отрицал значение хромосом как носителя наследственности и теорию Дарвина относительно внутривидовой борьбы за существование. Классическая генетика, тот самый вейсманизм — морганизм — менделизм, названный по фамилиям трёх самых выдающихся представителей науки, опирался на совсем другие постулаты. Немецкий зоолог Август Вейсман предположил, что за наследственность отвечают хромосомы ядра клетки. Американский генетик Томас Хант Морган сформулировал и экспериментально продемонстрировал хромосомную теорию наследственности, за что и получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1933 году. А австрийский монах и ботаник Грегор Мендель ещё в середине XIX века открыл закономерности наследования моногенных признаков, которые теперь изучаются в школе на уроках биологии под названием законов Менделя.

Окончательный разгром классической генетики и торжество мичуринской агробиологии произошёл в 1948 году на августовской сессии ВАСХНИЛ. Там Трофим Денисович прочитал свой доклад «О положении в биологической науке», а также произнёс речь о превосходстве советского подхода над буржуазным. Именно в ходе этого заседания, как утверждается, и была произнесена фраза о продажной девке империализма. При этом материалы августовской сессии стенографировались и на сегодняшний день полностью оцифрованы. Интересующее нас выражение там не встречается. Участники сессии действительно называют генетику буржуазной наукой, реакционной, зарубежной, формальной, а её установки — ложными и вредными.

Исследование вопроса, где на самом деле появилась эта фраза, провёл российский переводчик, культуролог и историк Константин Душенко. В своём «Словаре современных цитат» он указывает, что она впервые прозвучала в пьесе Александра Хазина «Волшебники живут рядом», написанной в 1964 году. Монолог из этой пьесы с упоминанием интересующей нас фразы читал сверхпопулярный в СССР артист Аркадий Райкин в Ленинградском театре миниатюр, которым он и руководил. Информация об этом есть, например, на сайте Музея Центральной студии документальных фильмов. Там же приводится и более полная цитата из пьесы, вложенная в уста собирательного образа чиновника по фамилии Пантюхов: «Мне всю жизнь нравились неконкретные специальности — уполномоченный, инструктор, культурник. Я работал и на парфюмерном фронте, выпустил духи под названием "Вот солдаты идут"; затем на стадионе, придумал праздники с народными артистами и лошадьми; потом меня бросили в биологию, там я написал статью "Генетика — продажная девка империализма"; читал доклад на семинаре: "С каждым годом наши слабые токи становятся всё сильнее и сильнее"».

Запись отрывка из пьесы в исполнении Аркадия Райкина с соответствующей цитатой можно найти и в открытом доступе.

Таким образом, расхожая фраза не принадлежала советскому агроному, а появилась в художественной литературе. При этом она, видимо, настолько точно и образно отражала взгляды сторонников лысенковщины, что вскоре была приписана самому идеологу движения.

Изображение на обложке: Unknown authorUnknown author, Public domain, via Wikimedia Commons

Неверная атрибуция цитаты

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. Правда ли, что употребление ГМО-продуктов может изменить ваш генетический код?
  2. Правда ли, что умение сворачивать язык в трубочку обусловлено исключительно генами?

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: