В начале 2023 года по интернет-ресурсам разошлась сенсационная новость о готовности восточноевропейской страны покинуть ЕС. Мы проверили, говорил ли подобное премьер-министр Венгрии.
Информационное сообщение, которое начало распространяться 1 января, гласило: «Венгрия приняла решение о выходе из Евросоюза. Об этом в ходе новогоднего обращения к гражданам сообщил премьер-министр Виктор Орбан. Политик посетовал, что страна была обманом втянута в европейское сообщество, а данные ей обещания из Брюсселя не были исполнены.
"Мы входили в европейскую семью, а она оказалась семьёй ЛГБТ, где вместо папы и мамы ребёнку навязывают пронумерованных, как в концлагере, родителей. Венгерская нация никогда не соглашалась на содомию, поэтому нам с Брюсселем больше не по пути. Мы немедленно начинаем процедуру выхода из ЕС", — сказал глава венгерского правительства».
Новость разошлась через веб-сайты небольших информагентств («НИА Красноярск», «Лента новостей ЛНР») и соцсети. Из последних стоит выделить Facebook (страница Moldova Chișinău — 327 репостов) и Telegram (в канале «Белорусский силовик» — 102 000 просмотров, «Злой эколог» — 55 000, Full Time Trading — 35 000, «Безумие интернета» — 24 000).
Действительно, отношения органов власти Евросоюза с руководством Венгрии в лице премьер-министра Виктора Орбана складываются непросто. Причиной тому не столько широко освещаемые в СМИ различия в отношении к правам ЛГБТ и «традиционным ценностям», но более широкий круг вопросов. В сентябре депутаты Европарламента объявили, что Венгрию больше нельзя считать полноценной демократией — по их мнению, власти этой страны не первый год подавляют независимость судебной системы, закрывают глаза на коррупцию и конфликты интересов у чиновников, ограничивают деятельность независимых СМИ, свободу вероисповедания и права различных меньшинств. Руководство ЕС регулярно грозит заморозить финансовую помощь Венгрии из-за отхода правительства Орбана от основных европейских принципов, и в конце прошлого года Брюссель даже пошёл на этот шаг.
Официальный Будапешт, в свою очередь, недоволен принципом верховенства европейского права над национальным. В 2021 году венгерские власти вслед за польскими коллегами даже подали иск в Суд ЕС — по их мнению, механизм урезания выплат из бюджета Евросоюза незаконен. В феврале 2022 года венгерский премьер-министр даже намекнул на возможность выхода Венгрии из объединения, если к стране не будут проявлять «терпимость». Спустя несколько дней Суд ЕС отклонил иск Будапешта и Варшавы, посчитав, что европейские власти могут сокращать финансирование стран, нарушающих стандарты верховенства права.
31 декабря Виктор Орбан поздравил своих сограждан с наступающим Новым годом. Но сделал это не с телеэкранов и не в виде речи, а просто разместил в соцсетях двухминутную нарезку позитивных кадров со своим участием за уходящий год. С традиционным телеобращением же выступила президент страны и коллега Орбана по партии «Фидес» Каталин Новак. В своей речи она никак не упомянула ЕС, сделав акцент на том, как важны сплочённость и готовность помочь, в том числе в отношении украинских беженцев.
Если проследить за хронологией распространения новости о выходе Венгрии из ЕС, то можно обнаружить, что первой она появилась 1 января ровно в 4 утра по московскому времени на сайте и в Telegram-канале русскоязычного сатирического информагентства «Панорама». И только потом уже разошлась по другим, более серьёзным ресурсам, чьи администраторы, по-видимому, не обратили внимания на сатирический характер новости. Что, впрочем, случается далеко не впервые.
Добавим, что это не единственная новогодняя дезинформация, в которой Венгрия противопоставляется Европейскому союзу. Так, в январе 2023 года некоторые российские СМИ сообщили о том, что это государство запретило пропаганду ЛГБТ среди несовершеннолетних, хотя такое решение было принято ещё летом 2021-го (тогда Будапешт подвергся критике со стороны 13 стран ЕС). Более того, в публикациях, рассказывающих о законе полуторагодовой давности как о свежем, были использованы цитаты из октябрьского интервью Орбана журналу Cicero в качестве актуального комментария. Особенно новость разошлась в Telegram — некоторые публикации набрали 123 000, 165 000 и даже 269 000 просмотров.
Фото на обложке: Wikipedia.