Распространена история, что не любившая бывшую столицу императрица приказала разрушить Кремль. Авторы медиа о наследии российских регионов «В лесах» специально для «Проверено» разобрались, достоверно ли такое утверждение.
Материалы под заголовками вроде «Как Екатерина Великая разрушила Московский Кремль?» или «Почему Московский Кремль мог быть разрушен?» время от времени выпускают и блогеры, и медиа о культуре. Некоторые СМИ, впрочем, пишут о том, что императрица повелела снести лишь часть кремлёвских построек. Вопросы о причинах и обстоятельствах столь радикального решения, будто бы принятого Екатериной II, поднимаются на «Ответах Mail.ru» и различных форумах, где уничтожение культурного наследия во время правления императрицы сравнивается с масштабом разрушений при Сталине.
К середине XVIII века Московский Кремль нуждался в ремонте. В 1765 году Синодальная контора даже отменила крестные ходы по кремлёвским стенам, так как во многих местах они были разобраны или обветшали настолько, что ступать по ним было опасно. Это не ускользнуло от внимания и Екатерины II. Во время одного из визитов в Москву она отметила: «Град сей древний, что театральная храмина: пышность и золото слепят очи, а за кулисами пыль да грязь».
В 1768 году была учреждена специальная Экспедиция строения Кремлёвского дворца для контроля и организации строительных и ремонтных работ на территории комплекса. Архитектор Василий Баженов предложил проект нового Кремлёвского дворца, предусматривавший объединение части существующих построек в единый ансамбль. Новые корпуса должны были располагаться в южной части Кремля и выходить к реке, окружая колокольню Ивана Великого и некоторые строения Соборной площади. Когда проект нового комплекса был завершён, члены экспедиции составили подробную смету работ. Согласно подсчётам, их стоимость достигала 50 млн руб., 5 млн из которых должны были пойти на возведение парадной лестницы, ведущей к реке. Екатерина II одобрила проект и выдала необходимую ссуду на строительство.
Поскольку новый дворец должен был занять всю приречную территорию Кремля, в 1770 году были разобраны обветшалые Житный и Денежный дворы, Запасной дворец Бориса Годунова, корпус старинных приказов, дворы соборного духовенства, Набережные сады, часть монастырских подворий и одиночных церквей. Снесли также галерею Оружейной палаты, возведённую Дмитрием Ухтомским совсем недавно, в 1764 году. В 1771 году Екатерина II распорядилась снести часть кремлёвской стены «по Москве-реке от церкви Благовещения до церкви Петра Митрополита», чтобы освободить место для парадной лестницы к берегам Москвы-реки. Церкви при этом оставались нетронутыми. Тогда же был заключён договор, в котором оговаривалось «о сломке городовой стены с Тайницкими воротами и стоящей на стене набатной башни и от середины ворот на обе стороны по пятидесяти сажен». Таким образом, к 1773 году были разобраны Тайницкая и Первая Безымянная башни, а также стена между Петровской и Благовещенской башнями.
1 июня 1773 года началась торжественная закладка дворца на месте разобранной Тайницкой башни. Строительство постоянно прерывалось: мешали то эпидемия чумы и Чумной бунт, то война с Турцией. В мае 1775 года строительство окончательно прекратилось. Официальной причиной стала угроза разрушения Архангельского собора, вплотную к которому вырыли ров для фундамента дворца. По некоторым данным, на решение императрицы повлияла её нелюбовь к Москве и чрезмерные финансовые затраты. Летом того же года началось восстановление разобранных стен. Указ императрицы подробно пояснял, каким образом следует проводить восстановление: «Делать такие же точно и в прежнем виде и фигуре, как до сего были, не делая отметины ни на одну черту». В начале 1782 года вся разобранная стена с Тайницкой и Первой Безымянной башнями были заново отстроены «в прежнем виде, кроме обелки». Разобранные церкви и дворцы при этом восстанавливать не стали.
Таким образом, Екатерина II приказала разрушить лишь часть построек Кремля: Житный и Денежный дворы, Запасной дворец Бориса Годунова, корпус старинных приказов, дворы соборного духовенства, Набережные сады, часть монастырских подворий и одиночных церквей, а также галерею Оружейной палаты. Отдельным указом от 1771 года в перечень попали Тайницкая и Первая Безымянная башня, а также крепостная стена между Петровской и Благовещенской башнями. Все эти указы были исполнены.
Фото на обложке: М. Воробьёв. Вид Московского Кремля (со стороны Каменного моста). 1819. Государственная Третьяковская галерея (Wikimedia Commons)