Правда ли, что Иван Грозный приказал ослепить создателей храма Василия Блаженного?

Широко распространена легенда о том, что архитекторов Барму и Постника, построивших один из самых известных соборов в России, лишили зрения после их работы, чтобы они не повторили свой шедевр. Мы решили разобраться, так ли это.

История об ослеплении зодчих часто встречается в интернете — в соцсетях, на туристических сайтах, на сайте журнала «Афиша». Впрочем, везде подчёркивается, что это одна из многих легенд, окружающих храм Василия Блаженного. Есть упоминания этого эпизода и в художественной литературе. Самое известное — стихотворение «Зодчие» (1938) советского поэта Дмитрия Кедрина, где есть такие строки: «И тогда государь повелел ослепить этих зодчих, чтоб в земле его церковь стояла одна такова».

В XX веке устоялась историческая традиция, по которой строителями собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (так официально называется храм Василия Блаженного) считаются Барма и Постник. Их имена упоминаются в нескольких источниках. Прежде всего это один из списков «Жития митрополита Ионы» (XVI–XVII века), где о Барме и Постнике говорится в части, посвящённой перенесению мощей митрополита в Покровский собор. Другие источники — «Пискарёвский летописец», сохранившийся в списке начала XVII века, и «Сказание о святой чудотворной иконе святого чудотворца Николы» (список конца XVII — начала XVIII века).

Разночтения в этих источниках и отсутствие биографических подробностей о зодчих привели к спорам среди историков. В «Сказании о святой чудотворной иконе святого чудотворца Николы», самом позднем и самом подробном документе из перечисленных, описывается, как Иван Грозный решил построить церковь «близ Фроловских ворот надо рвом», то есть там, где сейчас стоит храм Василия Блаженного. Затем в тексте говорится: «И потом дарова ему Бог двух мастеров русских, по реклу Постника и Барму, и быша премудрии и удобни такому чюдному делу». Слово «рекло» можно трактовать и как имя, и как прозвище. В данном случае речь идёт, очевидно, о прозвищах, так как в святцах такие имена не обозначены.

Другой источник, «Пискарёвский летописец», даёт только одно имя. Под 7068 годом (по современному летоисчислению это 1559-1560 годы) есть следующая запись: «Того же году повелением царя и государя и великого князя Ивана зачата делати церковь обетная, еже обещался в взятие казанское: Троицу и Покров и семь пределов, еже именуется "на Рву". А мастер был Барма с товарищи». То есть здесь упоминается только Барма, что позволило исследователям предположить, что главный зодчий был один и, возможно, его звали Постник Барма.

Ни в одном из приведённых документов нет ни слова о дальнейшей судьбе строителей собора. Единственный источник, в котором упоминается ослепление зодчего, — это «Путешествие в Московию и Персию» голштинского дипломата Адама Олеария. Эта книга вышла в 1647 году, а визит в Москву, описанный путешественником, состоялся в 1636 году. Олеарий пишет: «Вне Кремля, в части Китай-город, с правой стороны больших Кремлёвских ворот, стоит искусно построенная церковь Св. Троицы, строитель которой, по окончании её, был ослеплён, по приказанию тирана, с той целью, чтобы он уже не мог сделать другой подобной». Имени зодчего Адам Олеарий не приводит (в его изложении архитектор был только один), не говорит он и об источнике своих знаний.

Покровский собор. Рисунок из книги Адама Олеария «Путешествие в Московию и Персию», 1647 год

Можно было бы предположить, что эпизод с ослеплением архитекторов не упомянут в русских источниках намеренно, чтобы не очернять Ивана Грозного. Но тогда стоит вернуться к «Пискарёвскому летописцу», где об этом нет ни слова. Эта летопись основывалась на более древних источниках, но была составлена при Шуйских, в начале XVII века. Шуйские в этом тексте упоминаются исключительно комплиментарно. Но главная особенность «Пискарёвского летописца» — максимально подробное описание опричнины и государственного террора при Иване Грозном, в том числе казней и пыток. Поэтому вполне возможно сделать вывод, что эпизод с ослеплением строителей собора был бы, скорее всего, упомянут, если бы это действительно произошло и было известно.

У противников версии ослепления есть ещё один аргумент. В декабре 1555 года, когда строительство собора уже началось, Иван Грозный приказал направить зодчих в Казань для возведения каменной крепости, то есть Казанского кремля. Перечисляется несколько имён, в том числе «церковного и городового мастера Посника (в тексте так. — Прим. ред.) Яковлева». Причём чуть далее в тексте Постнику даются самые широкие полномочия — выбирать материалы на своё усмотрение и докладывать о ходе строительства царю.

Установить достоверно, что речь идёт о том же самом Постнике, не представляется возможным. Но если это действительно так, то зодчий строил не только собор, но и другие сооружения в то же самое время — и ослеплять его, чтобы он не смог повторить свой шедевр, было бы абсурдом.

Таким образом, история об ослеплении создателей храма Василия Блаженного встречается только в одном источнике, причём довольно позднем — через 75 лет после начала строительства собора. В русских летописных и житийных произведениях такого эпизода нет, в том числе и в летописи, подробно рассказывающей о терроре во время царствования Ивана Грозного.

Фото на обложке: Джакомо Кваренги. «Покровский собор и Спасская башня Кремля», 1797 год. Источник: Wikimedia Commons / Государственный Эрмитаж

Скорее всего, неправда

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. Правда ли, что Иван Грозный убил своего сына?
  2. Правда ли, что в энциклопедии Larousse сказано, будто Иван Грозный был прозван Васильевичем за свою жестокость?

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: