Сразу в нескольких подборках фактов о Московском метрополитене встречается утверждение: перед взрывом главного московского собора оттуда вынесли мраморные скамьи, которые сейчас украшают перрон одной из станций. Мы проверили, так ли это на самом деле.
Храм Христа Спасителя возвели в XIX веке по проекту архитектора Константина Тона. При советской власти на этом месте задумали сооружение Дворца Советов и в 1931 году собор взорвали. Позднее здесь построили бассейн «Москва», а в 1990-е годы восстановили храм. Существует масса легенд о том, что богатое убранство собора не было уничтожено вместе с самим зданием. Например, в материалах ТАСС, «Комсомольской правды» и православного журнала «Фома» утверждается, что мраморные скамьи из храма можно увидеть на перроне станции метро «Новокузнецкая».
«Новокузнецкую» начали строить в 1938 году, спустя семь лет после сноса храма Христа Спасителя. Согласно изначальному проекту супругов Ивана Таранова и Надежды Быковой, внутреннее убранство станции должно было быть выполнено в псевдоклассическом стиле наподобие древнеримских зданий. Реализовать эту идею не получилось — началась война, и возведение станции временно заморозили. Строительство возобновилось после битвы за Москву, и проект соответствующим образом изменили — теперь убранство перрона должно было прославлять стойкость советского народа в годы войны.
На фоне остального оформления «Новокузнецкой», открытой в 1943 году, мраморные скамьи действительно выделялись: они были украшены не пятиконечными звёздами или силуэтами винтовок, а гроздьями винограда и пальмовыми ветвями. Такое несоответствие породило легенду: якобы эти красивые скамьи изготовили не для станции московского метро в 1930-х годах, а для главного московского собора за несколько десятилетий до этого. Самое раннее упоминание этой истории, которое нам удалось найти в интернете, — публикация 2008 года на сайте «Прогулки по Москве».
Когда версию про скамьи из храма Христа Спасителя на «Новокузнецкой» стали тиражировать многие сайты и рассказывать десятки московских экскурсоводов, подлинную историю решили узнать журналисты и искусствоведы. Найти подтверждений в архивах и музеях они не смогли и решили обратиться к сыну авторов проекта «Новокузнецкой» Андрею Таранову. Он рассказал, что скамьи были изготовлены по рисункам его отца в 1938 году, а до установки на станции хранились на складе в Черкизове. Переделывать их под новое оформление в годы войны не стали — решили, что такое расходование бюджета будет неправильным. Свою версию событий Таранов-младший повторил и в более позднем интервью.
Как и коллегам, нам не удалось найти документальных подтверждений того, что скамьи на «Новокузнецкой» изначально украшали храм Христа Спасителя. На сайте PastView есть коллекция снимков и рисунков, сделанных в разные годы в храме Христа Спасителя, — ни на одном из них скамьи, аналогичные тем, что мы сейчас видим на станции метро, не запечатлены. Единственное, что может связывать «Новокузнецкую» с собором, — использование при отделке мраморных плит, снятых со стен храма перед взрывом. Об этом рассказывала архитектор Надежда Быкова, но подчёркивала, что никакими фактами в поддержку этой теории она не располагает.