В Сети можно встретить список из восьми военных Третьего рейха, которые якобы не только избежали наказания после войны, но и стали важными фигурами в Североатлантическом альянсе. Мы проверили, соответствует ли эта информация действительности.
В публикациях на эту тему, нередко снабжённых соответствующей иллюстрацией, речь идёт, в частности, об Адольфе Хойзингере и Йоханнесе Штейнхоффе, которые якобы после войны побывали председателями Военного комитета НАТО (в 1961–1964 и 1971–1974 годах соответственно). Главнокомандующими силами НАТО в Центральной Европе, как утверждается, становились Ханс Шпайдель (1957–1963 годы), Иоганн фон Кильмансегг (1967–1968), Эрнст Фербер (1973–1975), Карл Шнель (1975–1977) и Фердинанд фон Зенгер унд Эттерлинг (1979–1983). Франц Йозеф Шульце в 1977–1979 годах якобы занимал должность в Совете НАТО (хотя на англоязычной иллюстрации он тоже назван главкомом силами альянса в Центральной Европе).
Должности в Третьем рейхе у этих людей упомянуты также внушительные — например, Хойзингер был начальником штаба Гитлера. Из этого нередко делается вывод, что НАТО, по сути, правопреемник нацистской Германии.
В 2023 году этот список распространяется через информационные (RF-SMI, «Минская правда») и развлекательные сайты («ЯПлакалъ»), а также соцсети. В Telegram о трудоустройстве нацистских офицеров в НАТО в разное время написали каналы «Россия сейчас» (377 000 просмотров на момент написания этого разбора), «Соловьёв» (365 000), «Антифашисты Прибалтики» (254 000), «Путин в Telegram» (233 000), «Коза кричала» (203 000) и «Сергей Михеев» (160 000).
Организация Североатлантического договора была создана в 1949 году по инициативе США в качестве противовеса СССР и оказавшимся под его военно-политическим влиянием странам Восточной Европы. Среди 12 государств — основателей альянса не было ФРГ, образованной в американской, британской и французской зонах оккупации нацистской Германии 23 мая 1949 года, более чем через месяц после создания НАТО. В последующие годы одним из основных препятствий для вступления этого государства в альянс оставалось решение о полной демилитаризации территории, принятое странами-союзницами в ходе Потсдамской конференции. Но подписание в 1954 году Парижских соглашений открыло Западной Германии дорогу в НАТО, и уже через год страна стала полноправным членом военного блока. Только после этого в стране появились федеральное министерство обороны и собственные вооружённые силы (бундесвер). Именно благодаря службе в силовых ведомствах ФРГ бывшие нацистские военные могли бы теоретически занять какой-либо пост в НАТО.
Большая группа военных и политических лидеров Третьего рейха, командиров и простых военных, а также врачей, судей, промышленников, полицейских, госслужащих и дипломатов в 1945–1949 годах предстала перед трибуналом на основном и 12 дополнительных Нюрнбергских процессах. Из 201 обвиняемого в военных преступлениях и преступлениях против человечности 36 были приговорены к смертной казни, 23 — к пожизненному заключению, 102 — к другим срокам лишения свободы и 28 — оправданы. Кроме того, суды по всей Европе приговорили в общей сложности около 100 000 немцев и австрийцев за преступления, совершённые в военное время. После окончания войны в Германии и Австрии началась денацификация — программа по избавлению немецкого и австрийского общества от нацистской идеологии, осуществляемая в том числе путём максимальной нейтрализации влияния бывших членов гитлеровской партии НСДАП и дружественных ей организаций через отстранение от должностей или ограничение труда. Разумеется, значительная часть бывших офицеров вермахта состояли в партии, первые послевоенные годы они провели в лагерях для интернированных, а после освобождения имели проблемы с трудоустройством. Однако сложность проведения проверок (число заведённых дел исчислялось миллионами), огромный кадровый голод (например, в американской зоне оккупации к концу зимы 1945–1946 годов 42% государственных служащих были уволены) и скорая передача карательных полномочий новым германским властям привели к тому, что постепенно денацификация в Западной Германии практически сошла на нет (в советской зоне оккупации она была более жёсткой, но тоже завершилась к 1948 году, не достигнув всех заявленных изначально целей). Первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, пришедший к власти в 1949 году, был против этой программы и выбрал стратегию интеграции бывших нацистов, чья причастность к серьёзным преступлениям не была доказана, в новое государство, чтобы двигаться вперёд, а также переключение фокуса на выплаты репараций пострадавшим от Третьего рейха.
Обратимся к биографиям людей, упомянутых в распространённой новости.
Самой примечательной фигурой здесь можно считать Адольфа Хойзингера, начальника оперативного отдела Генерального штаба сухопутных войск нацистской Германии, то есть третьего (позднее — второго) лица в иерархии планирования военных операций этого подразделения вермахта. 20 июля 1944 года генерал-лейтенант Хойзингер в качестве и. о. начальника Генштаба сухопутных войск присутствовал на совещании в штаб-квартире Гитлера и стоял рядом с фюрером, когда там взорвалась бомба, подложенная полковником фон Штауффенбергом. Хойзингер был госпитализирован из-за полученных ранений, затем арестован гестапо по подозрению в причастности к заговору и лишь в октябре в связи с отсутствием доказательств отпущен на свободу. В дальнейшем он не занимал каких-либо значимых постов в Третьем рейхе, а в день капитуляции Германии был взят в плен американскими войсками.
В рассекреченном документе ЦРУ говорится: «После сдачи армии США в мае 1945 года встал вопрос о привлечении [Хойзингера] как военного преступника в связи с некоторыми подписанными и отправленными им приказами, решившими судьбу пленных русских офицеров, которые занимались политической работой, и десантников стран-союзниц. Однако, учитывая готовность Хойзингера к сотрудничеству в Нюрнберге и тот факт, что он лишь парафировал приказы при передаче, никаких действий предпринято не было. Более того, Хойзингер периодически бесплатно работал консультантом в офисе главного прокурора США по военным преступлениям в Нюрнберге в период с 1945 по 1948 год».
После образования ФРГ в жизни Хойзингера наступил новый этап карьеры. Начав в 1950 году с должности военного советника канцлера Аденауэра, он годы спустя был произведён в звание полного генерала и стал первым генеральным инспектором бундесвера. В 1961 году Хойзингер был назначен председателем Военного комитета НАТО в Вашингтоне. Это высший орган военной структуры НАТО, в состав которого входят начальники Генштабов вооружённых сил стран — членов альянса. Таким образом, в отношении Хойзингера распространённую информацию следует считать правдивой.
Коротко о других фигурантах списка.
Йоханнес Штейнхофф, один из самых результативных асов люфтваффе, в 1945 году потерпел аварию и два года провёл в госпитале с сильными ожогами лица. В 1954 году правительство ФРГ пригласило его помочь восстановить немецкие ВВС в рамках НАТО. В дальнейшем Штейнхофф дослужился до звания генерала и в 1971 году, много лет проработав в структурах альянса, как и Хойзингер, возглавил Военный комитет НАТО.
Ханс Шпайдель, начальник штаба группы армий «Б» в годы Второй мировой, был связан с покушением на Гитлера в 1944 году, однако доказательств против него не нашлось. Тем не менее Шпайдель провёл в заключении семь месяцев и был освобождён войсками союзников. После образования ФРГ Шпайдель был привлечён к формированию бундесвера, получил генеральский чин, а в 1957–1963 годах занимал должность командующего объединёнными сухопутными войсками НАТО в Центральной Европе (третья по старшинству ступень иерархии офицеров альянса в Европе). Поскольку штаб-квартира подразделения находилась во французском Фонтенбло, назначение Шпайделя вызвало серьёзную критику президента Франции Шарля де Голля.
Иоганн фон Кильмансегг, полковник Генерального штаба в Берлине в годы Второй мировой, также был среди тех, кто знал о готовящемся заговоре против Гитлера в 1944 году, однако избежал наказания из-за отсутствия улик. Командуя полком, он попал в плен к западным союзникам, а после освобождения несколько лет работал не по профессии. Он принимал активное участие в формировании бундесвера, затем занимал должность военного представителя Западной Германии при НАТО, а в 1967 году в ранге генерала был назначен главнокомандующим силами НАТО в Центральной Европе (вторая по старшинству ступень иерархии офицеров альянса в Европе).
Эрнст Фербер, занимавший один из руководящих постов в организационном отделе Верховного командования вермахта и закончивший войну в ранге подполковника, как и многие его коллеги, после американского плена работал в немецкой разведке (она существовала под патронажем США), затем участвовал в формировании бундесвера, а в 1973 году, как и Кильмансегг, в звании генерала стал главнокомандующим силами НАТО в Центральной Европе.
Карл Шнелль, первый офицер Генштаба 76-й танковой дивизии вермахта, после американского плена и двух лагерей работал в частном секторе, а с 1956 года служил на различных должностях в бундесвере. В 1975 году он сменил Эрнста Фербера на посту главнокомандующего силами НАТО в Центральной Европе.
Франц-Йозеф Шульце во Вторую мировую высоких постов не занимал, но отличился в качестве командира батареи, отразившей британскую танковую атаку на важном участке фронта. После недолгого плена и работы в далёких от политики и войны сферах он построил карьеру в бундесвере и военных структурах НАТО, кульминацией которой стали генеральское звание и назначение преемником Шнелля на посту главнокомандующего силами альянса в Центральной Европе в 1977 году.
Наконец, Фридолин фон Зенгер унд Эттерлинг, сын генерала танковых войск, после потери правой руки в 1944 году покинул фронт и встретил окончание Второй мировой войны в должности адъютанта в Верховном командовании сухопутных войск. Отбыв короткий плен и поработав в сфере юриспруденции, он в 1956 году влился в новообразованный бундесвер, где занимался испытаниями танков. Его многолетняя работа в военных структурах НАТО привела к генеральскому чину и должности главнокомандующего силами альянса в Центральной Европе в 1979 году.
Таким образом, за исключением мелких неточностей (в основном связанных с переводом), распространяемый список и сопровождающая его картинка в целом содержат корректную информацию. Да, немногие из упоминаемых военных занимали действительно высокие посты в иерархии Третьего рейха, никто из них не попал в качестве обвиняемого на Нюрнбергские процессы, но все они после плена построили успешную карьеру в бундесвере, а затем и в НАТО (по большей части в европейских подразделениях). При этом нельзя сказать, что они заложили фундамент Североатлантического альянса, поскольку начали работать в структуре организации спустя годы после её создания, а руководящие посты заняли далеко не сразу.
Отметим, что этот список — не первый подобный, аналогичные подборки уже ходили по Сети ранее. На некоторое количество бывших нацистских военных в бундесвере и НАТО обращали своё внимание ещё советские авторы, например Лев Безыменский в своей книге «Германские генералы — с Гитлером и без него» в 1964 году.
Фото на обложке: соцсети/Wikimedia Commons.