Существует опасение, будто данная вспомогательная репродуктивная технология увеличивает у женщин вероятность злокачественных заболеваний. Мы решили проверить, обоснован ли такой страх научными данными.
О том, что ЭКО связано с повышенным риском онкологических заболеваний, регулярно пишут не только СМИ, но и профильные ресурсы. При этом приводятся разные данные, оценивающие как вероятность подобных последствий, так и степень риска. Так, на сайте казахстанского «Портала информационной поддержки менеджеров здравоохранения» утверждается: «У женщин любого возраста, которые забеременели после проведения ЭКО, вероятность рака молочной железы выше на 10%», а публикация на сайте Oncology.ru сообщает о риске рака груди после ЭКО от 10% до 31%. О повышении риска рака яичников на 37% пишут сайты Многопрофильного диагностического центра в Серпухове, израильской клиники «Хадасса» и московского хирурга, уролога-онколога Оганеса Диланяна. Но это не самые пугающие цифры: новостной портал Tomsk.ru сообщает: «Женщины, впервые родившие после проведения ЭКО в возрасте 40 лет и старше, имеют на 65% более высокий риск заболеть раком груди, чем при самостоятельном зачатии в том же возрасте».
Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — это метод терапии при бесплодии, который дает шанс стать родителями парам, испытывающим трудности с зачатием. ЭКО включает в себя высокотехнологичные процедуры, цель которых — получить и оплодотворить яйцеклетки вне организма. Процедура ЭКО была впервые успешно проведена в 1978 году в Великобритании, когда на свет появилась Луиза Браун — первый в мире ребёнок из пробирки.
Современное ЭКО состоит из нескольких ключевых этапов. Сначала врач проводят полное медицинское обследование пары, включая анализы и УЗИ, затем с помощью гормональных препаратов стимулируют созревание нескольких яйцеклеток. На 13–15-й день цикла под контролем УЗИ проводится забор яйцеклеток из яичников. Их помещают в специальную среду с обработанными сперматозоидами для естественного оплодотворения, или используется метод ИКСИ (интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида). Оплодотворённые яйцеклетки развиваются в инкубаторе на протяжении трёх-пяти дней и становятся эмбрионами. Те, которые обладают наибольшим потенциалом к имплантации по внешним морфологическим характеристикам, переносятся в полость матки с помощью тонкого катетера. После этого женщине назначают гормональные препараты для поддержки беременности.
Вероятность наступления беременности после процедуры ЭКО варьируется и зависит от множества факторов: возраста женщины, причины бесплодия, качества яйцеклеток и спермы. В среднем возможность успешного зачатия при проведении ЭКО составляет от 20% до 50% за одну попытку, однако это число может варьироваться, причём значительно. У женщин младше 35 лет шансы выше, тогда как для женщин старше 40 лет эффективность снижается.
Наибольшее опасение с точки зрения увеличения риска онкологических заболеваний сопровождает именно этап гормональной стимуляции, цель которого — вызвать гиперовуляцию, то есть одновременное созревание нескольких яйцеклеток за один менструальный цикл. Эта процедура увеличивает возможное число попыток вызвать беременность. Обычно в естественном цикле созревает только одна яйцеклетка, однако для ЭКО необходимо больше, так как не все яйцеклетки могут быть оплодотворены и не все эмбрионы будут развиваться должным образом.
Существует несколько групп гормональных препаратов, которые врачи используют для стимуляции овуляции, а также несколько различных по длительности протоколов. Первая группа таких веществ — это гонадотропины, препараты, содержащие фолликулостимулирующий (ФСГ) и лютеинизирующий (ЛГ) гормоны. В качестве второго препарата обычно используют кломифен, он угнетает действие эстрогенов и стимулирует собственную выработку ФСГ. Наконец, когда яйцеклетки готовы к выходу из фолликулов (обычно за 36–34 часа до пункции яичников), женщине делают инъекцию хорионического гонадотропина человека (ХГЧ) —именно он запускает овуляцию.
Организм сам производит ФСГ, ЛГ и ХГЧ, напрямую рост злокачественных новообразований они не провоцируют, но связанные с ними гормоны эстроген и прогестерон действительно могут участвовать в развитии онкологических заболеваний: карциномы молочной железы, яичников, матки и предстательной железы. Помимо этого, многих в процедуре ЭКО настораживает пункция яичников, так как даже незначительная травма в теории может способствовать перерождению клеток.
Хотя ЭКО и сравнительно новая процедура, врачи тщательно изучают её безопасность. В 2016 году команда исследователей из Нидерландов подвела итоги 23-летнего наблюдения за 25 000 женщин. Одни исследуемые обратились к процедуре ЭКО из-за бесплодия, другие пытались зачать ребёнка с помощью иных методов. Данные о частоте рака молочной железы среди этих пациенток сравнили с информацией из общенационального онкореестра. Выяснилось, что этот тип злокачественных новообразований был одинаково распространён и в группе пациенток, прошедших ЭКО (в среднем 3,6 цикла на каждую женщину), и в группе женщин, лечивших бесплодие другими способами, и в целом по популяции.
Ещё более крупная выборка оказалась в распоряжении греческих учёных — они проанализировали медицинские карты 1,5 млн женщин. Из них у почти 15 000 был диагностирован рак молочной железы, только 576 пациенток из этих 15 000 проходили протоколы ЭКО.
Вместе с тем ЭКО может даже защищать женщин от рака молочной железы, хоть и не напрямую. Кормление грудью связано со снижением риска этой патологии — в среднем, каждый год лактации уменьшает вероятность заболеть на 4%, а у носительниц мутации BRCA1 (определяет наследственную предрасположенность к раку молочной железы и яичников, отличающемуся крайне агрессивным течением) — на целых 37%.
В 2018 году британские учёные изучили 19-летний набор информации о 255 786 женщинах, прибегавших к ЭКО. Эти женщины были в меньшей степени подвержены раку молочной железы — зафиксировано 2578 случаев такой патологии против 2641,2, ожидаемого по популяционной статистике. Также среди них было меньше случаев инвазивного рака молочной железы (2272 против 2371,4), но чуть больше такого же рака in situ (так называют нулевую стадию, или предрак, когда злокачественные клетки делятся с той же скоростью, с которой и умирают, то есть у опухоли нет потенциала к увеличению в размере) — 291 против 253,5. Тем не менее женщины, прошедшие процедуру ЭКО, были более подвержены раку матки (164 случая против 146,9) и раку яичников (405 против 291,82).
Однако и последний набор чисел выглядит не столь пугающим в абсолютных цифрах. «Рак яичников — не слишком распространённая опухоль, в абсолютных цифрах этот прирост составляет пять дополнительных случаев на 100 000 женщин в год», — объясняет онкогинеколог Павел Сорокин. Более того, повышенный риск опухолей яичников был в основном ограничен женщинами с эндометриозом. Это заболевание, с одной стороны, часто становится причиной бесплодия, с другой — обнаружена его связь именно с раком яичников. У женщин, проходящих процедуру ЭКО из-за собственного бесплодия, причину которого врачи не смогли обнаружить, или из-за различных проблем со стороны мужчины, такого повышения риска не было. Более того, выношенная беременность ассоциируется со сниженным риском рака яичников, так что в случае с бесплодием из-за эндометриоза беременность, наступающая в результате применения вспомогательной репродуктивной технологии (ВРТ), может оказать и защитный эффект.
Изучив 40 000 женщин, прошедших через ЭКО, нидерландские учёные отметили, что технология повышает риск рака яичников незначительно: для женщин старше 55 лет — с 0,2% (средний риск по популяции) до 0,3%. Кроме того, риск не зависит от количества попыток ЭКО. Учёные предполагают, что риск злокачественного новообразования повышает не сам протокол, а то, что к нему привело, то есть причина бесплодия. Метаанализ 2024 года, проведённый в Великобритании, включил в себя 188 исследований о связи ВРТ (гормональная стимуляция яичников отдельно или вместе с ЭКО, а также внутрицитоплазматическим впрыскиванием спермы) с онкологическими патологиями женской репродуктивной системы. Учёные также обнаружили несколько более повышенный риск рака яичников в некоторых исследованиях, однако, по их словам, эти связи пока не имеют достаточного подтверждения и объяснения.
В 2019 году иранские учёные провели метаанализ 81 опубликованной статьи, изучавшей влияние препаратов для гормональной стимуляции на изменение риска различных онкологических заболеваний. Учёных интересовали такие патологии, как карцинома молочной железы, яичников, эндометрия, матки, шейки матки, толстой кишки, щитовидной железы, кожи и неходжкинская лимфома. Исследователи не нашли доказательств, что препараты, используемые в рамках протокола ЭКО, повышают риск хотя бы одного из этих заболеваний. Аналогичный метаанализ, проведённый на базе Калифорнийского университета (США), тоже не продемонстрировал увеличенного риска рака щитовидной железы, толстой кишки, шейки матки или меланомы после проведения ЭКО. Также нет даже теоретической связи между ЭКО и опухолями мозга, так как эта группа патологий не относится к гормонозависимым, а следовательно, нет даже потенциального механизма влияния.
Вместе с тем связь ЭКО с нежелательными эффектами как для матери, так и для плода действительно есть. Например, метаанализ 2024 года в качестве последствия такого зачатия отмечает неправильное положение плода в матке, что может затруднить процесс родов или сделать вагинальные роды невозможными. Другой метаанализ демонстрирует, что у детей, зачатых с помощью ВРТ, выше риск врождённых урогенитальных пороков развития и пороков развития опорно-двигательного аппарата. Кроме того, как процедура ЭКО, так и обстоятельства, вызванные ее необходимостью, могут быть связаны с рядом эпигенетических аномалий у плода. Поэтому не стоит считать ВРТ настолько же безопасными, как естественное зачатие.
Таким образом, нет достаточных данных, чтобы подтвердить опасение, будто ЭКО существенно увеличивает риск онкологических заболеваний. Беременность сама по себе (вне зависимости от того, было ли зачатие естественным или произошло с помощью ВРТ), как и грудное вскармливание после неё, сопровождается сниженным риском ряда злокачественных новообразований. Некоторые исследования показывают, что у женщин, прошедших через ЭКО, риск рака может быть выше. Но учёные подчёркивают, что, вероятнее всего, причина кроется не в самой процедуре, а в факторах, вызвавших бесплодие.
Изображение на обложке: Image by Marjon Besteman from Pixabay
Почитать по теме:
Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.