Правда ли, что в соответствии с методикой Всемирного банка 70% россиян относятся к среднему классу?

В марте 2020 года Владимир Путин заявил, что к среднему классу относится 70% населения страны. Президент утверждал, что такая оценка — результат исследований по методике Всемирного банка. Мы проверили, существуют ли такие расчёты на самом деле.

К 20-летию победы на президентских выборах в 2000 году агентство ТАСС записало серию коротких видеоинтервью «20 вопросов Владимиру Путину». В 16-й серии этого проекта глава государства поговорил с Андреем Ванденко о доходах населения. В частности, ведущий спросил Путина о том, почему в стране не сформировался большой средний класс. В ответ президент сказал: «Послушайте, вы знаете, что такое средний класс? Если вы думаете, что средний класс — это так, как живут во Франции, в Германии либо в Соединённых Штатах, то это не соответствует действительности. Средний класс в каждой стране разный. Есть соответствующая методика Мирового банка, она заключается в том, что средний класс считается по количеству домохозяйств, людей, доходы которых в полтора раза больше, чем минимальный размер оплаты труда. У нас таких… Минимальный размер оплаты труда 11 280, по-моему, в этом году так, а средняя зарплата гораздо выше. У нас таких достаточно много, уверенно свыше 70%». Когда Путин произносит последнюю фразу, на видеозаписи появляется поясняющий титр: «73,1% граждан имеют доход больше, чем 1,5 прожиточного минимума».

Прозвучавший в ходе интервью встречный вопрос Путина «Вы знаете, что такое средний класс?» беспокоит умы экономистов, социологов и других исследователей не один десяток лет. Впервые термин middle class употребил ещё в середине XVIII века английский писатель Джеймс Брэдшоу в тексте под названием «Схема по предотвращению оттока ирландской шерсти во Францию». Фридрих Энгельс в конце XIX века определял средний класс как людей, которые в позднефеодальном обществе не относились ни к дворянству, ни к крестьянам, а затем стали новым правящим классом, то есть буржуазией. Определение, которое в том или ином виде используется по сей день, дал британский статистик Томас Стивенсон в 1913 году: средний класс — это люди, находящиеся в иерархии между высшим и рабочим классами, это высококлассные специалисты, управленцы и старшие госслужащие. Согласно Стивенсону, представители среднего класса владеют значительной частью человеческого капитала, но при этом находятся под контролем элит, которые, в свою очередь, владеют капиталом финансовым. Отметим, что в этом определении принадлежность к среднему классу не связана напрямую с получением дохода определённой величины. Хотя в последующие 100 лет подобные исследования появлялись, их авторы всё равно подчёркивали, что принадлежность к среднему классу определяется разными показателями, в том числе неэкономическими.

Если сфокусироваться исключительно на экономической стороне вопроса, то утверждение Путина о том, что «средний класс в каждой стране разный», относительно справедливо. Максимально грубо границу проводят между развитыми и развивающимися странами. Тот же Всемирный банк в одном из своих отчётов предлагает такое различие: средний класс в развивающихся странах — это те люди, которые не бедны по меркам своих обществ, но бедны в сравнении с «американскими стандартами». Авторы исследования, проведённого в 2009 году, пришли к выводу, что в развивающихся странах к среднему классу можно отнести человека, который в среднем тратит от $2 до $13 в день в ценах 2005 года. В том же году Всемирный банк выпустил отчёт о российской экономике, в которой определил средний класс как «домохозяйства с уровнем потребления не менее 150% национального уровня бедности». Уровень бедности, в свою очередь, эксперты определяли через величину прожиточного минимума, установленного властями.

Судя по всему, на последний из этих документов и опирался Путин, делая соответствующее заявление в марте 2020 года, спустя 11 лет после публикации доклада. При этом интерпретация президента заметно отличается от изложенной тогда позиции Всемирного банка. Во-первых, речь не идёт ни о какой общемировой методике — утверждение про 150% нам удалось найти только в этом отчёте по России. Во-вторых — и в-главных, — российский президент утверждает, что человека можно отнести к среднему классу исходя из его доходов, в то время как Всемирный банк определял принадлежность к среднему классу по расходам. Если следовать этой логике, можно подсчитать, что представитель среднего класса в России не зарабатывает, а тратит в месяц определённую сумму. Соответственно, если следовать отчёту 2009 года до конца, необходимо говорить не о МРОТ, а о прожиточном минимуме.

В отчёте 2015 года специалисты Всемирного банка отказались от определения среднего класса через превышение установленного государством прожиточного минимума. При этом они пояснили, что считают средним классом россиян, которые тратят не менее $10 ежедневно, то есть не менее $300 в месяц, около 18 500 руб. по среднему курсу доллара к рублю за тот год. Отметим, что речь не идёт исключительно о работающих людях. Например, если семья среднего класса состоит из родителей и двоих детей, это означает, что их суммарные траты в 2015 году составили 74 000 руб. ежемесячно (накопления в эту сумму не входят). Согласно отчёту Всемирного банка, таких в России в начале 2015 года было около 60%. «Коммерсантъ» тогда заподозрил организацию в манипуляции — при вычислении объёма среднего класса в отношении России использовали ту же методологию, что при анализе, например, стран Центральной Азии.

Учитывая, что термин «средний класс» не определён строго, существуют самые разные оценки его доли в населении. При этом большинство из них меньше озвученных Путиным в полтора, два и даже три раза, а учёные и эксперты в своих исследованиях опираются не только на уровень достатка, но и на иные факторы: уровень образования, не связанная с физическим трудом работа, наличие сбережений и недвижимости, самоидентификация и т. д. Люди, соответствующие всем критериям, входят в так называемое ядро среднего класса, а соответствующие лишь части критериев — в его периферию, хотя методология различается от исследования к исследованию. В 2015 году Российская академия наук оценила долю российского населения, которая относится к ядру среднего класса, в 18%, к его периферии — ещё 26%. Два года спустя эксперты из Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики опубликовали исследование, в соответствии с которым «обобщённый средний класс» — это 28,4% россиян. Другой эксперт из ВШЭ, профессор Наталья Тихонова, в 2019 году оценила величину среднего класса в России в 38,2% населения.

Таким образом, утверждение Путина основано на посвящённом России отчёте Всемирного банка, выпущенном в 2009 году. В этом документе не предлагается некая универсальная методика оценки среднего класса, а использованное экспертами определение предлагает проводить такую оценку не по доходам, а по расходам человека. Более того, в своих последующих докладах организация отказалась от этого подхода. Многие эксперты, в том числе российские, оценивают средний класс не только по уровню благосостояния, и их оценки значительно ниже той, которую назвал в интервью президент России. Возможно, 70% прозвучали в ответе Путина не случайно — в 2008 году он говорил: «Считаю, что минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть для нас уровень не менее 60%, а может быть, и 70%».

Фото: ТАСС

Фейк

Неправда

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. https://putin.tass.ru/ru
  2. https://republic.ru/posts/96198
  3. https://theins.ru/antifake/207809

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: