Бытует мнение, что, если заразиться коронавирусной инфекцией от того, кто болеет в лёгкой форме, то и сам перенесёшь её легко. Мы решили проверить, подтверждается ли такая закономерность научными данными.
Идея о связи между тем, как тяжело болел переносчик инфекции, и какое течение будет у инфицированного, уже привела к человеческим жертвам. По словам Павла Бранда, поверившая в неё москвичка отправилась в гости к легко болеющим друзьям вместе со своими детьми, надеясь получить иммунитет. Вопрос, есть ли такая закономерность, также был задан Валерию Вечорко, главному врачу столичной ГКБ №15.
Сразу стоит отметить, что в описанной выше истории москвичке не удалось получить иммунитет. Мать и двое детей заразились коронавирусом, в итоге женщина умерла, дети тяжело перенесли болезнь. То есть на практике идея, как минимум один раз, не сработала.
Можно предположить, что в основе этой идеи лежат принципы, возникшие на самой заре вакцинации. В частности, метод работы вариоляции от оспы: заражённый ослабленным вирусом человек, как правило, переносил болезнь легко и в дальнейшим был устойчив к тяжёлым формам. Согласно этому же принципу действовали первые вакцины против кори, эпидемического паротита, краснухи, ветряной оспы и опоясывающего лишая. При этом живые вакцины с ослабленным вирусом имели достаточно высокий процент побочных действий. Поэтому на смену многим из них пришли вакцины, разработанные по другим технологиям — например, путём убийства вируса. На сегодняшний день широко используется только одна живая прививка — туберкулёзная вакцина БЦЖ.
Течение коронавируса принято подразделять на две формы: бессимптомную и симптоматическую, которая, в свою очередь, бывает лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. Стоит сразу отметить, что заразными могут быть любые формы — даже человек, не имеющий симптомов и не чувствующий себя больным, может выделять опасный для окружающих вирус. Однако данные насчёт того, насколько заразны бессимптомные носители, разнятся. По словам Марии Ван Керкхове, технического руководителя ВОЗ по реагированию на COVID-19, передача вируса «маловероятна», а согласно модели распространения вируса, созданной исследователями американских Центров по контролю и профилактике заболеваний, на людей, не имевших симптомов заболевания, приходится 59% всех передач вируса. При этом 24% представляли собой абсолютно бессимптомное носительство, а 35% продемонстрировали симптомы заражения после контакта. То есть человека с положительным тестом, но без симптомов болезни нельзя считать безопасным для окружающих. В этой модели не анализировалось, насколько тяжело заболели те, кто подхватил вирус от носителя без симптомов.
Врачи согласны во мнении, что тяжесть заболевания не определяется тем, как переносил инфекцию заразивший. Например, иммунолог Николай Крючков говорит, что «дело не только в иммунитете, но и в вирусной нагрузке, которая исходит от источника инфекции. Она определяется интенсивностью выделения вируса у заражённого, временем и близостью контакта с ним. В зависимости от этого человек получит разное количество вирусных частиц, которые к нему попадут. Дальше мяч на стороне организма контактирующего». С мнением Николая Крючкова согласуется объяснение того, почему врачи, заразившись на работе, болеют тяжелее, ведь они получили большую вирусную нагрузку. Таким образом, чем дольше заболевший находился рядом с носителем, чем интенсивнее было это общение (при разговоре выделяется больше вирусных частиц, чем при дыхании), чем меньше было расстояние между людьми, тем, скорее всего, более тяжёлое течение болезни его ждёт.
Нахождение внутри помещения по сравнению с нахождением на улице в среднем в 18,7 раза повышает риск заболеть. О похожей закономерности говорит и инфекционист Евгений Тимаков: «Она [тяжесть заболевания] зависит от вирусной нагрузки, то есть от количества вируса, который попал в организм. Если человек находится долго в контакте с человеком, который даже переносит его в лёгкой форме, может заболеть тяжело. Мимолётная нагрузка вирусная, когда мы проходим мимо, — это одно дело. Но если мы в открытую контактируем и вдыхаем этот вирус, его достаточно, чтобы нас убить. Есть понятие: летальная доза вируса. К сожалению, такую дозу получают врачи, работающие в красных зонах. Это очень хорошая лотерея: 80% переболеет легко, 20% — с тяжёлыми исходами. Соответственно, каждый пятый человек будет иметь тяжёлый исход, и один из них умрёт». Валерий Вечорко, главный врач Филатовской больницы, также опроверг наличие закономерности между тяжестью заболевания у того, от кого заразился пациент, и его собственной клинической картиной: «Таких гарантий никто дать не может. То, как болеет один человек, не влияет на степень тяжести заболевания другого».
Помимо этого, при расчёте тяжести заболевания следует учитывать особенности организма. Есть данные, показывающие, что у пациентов с сахарным диабетом риск заразиться COVID-19 в 10,3 раза выше, нехватка витамина B6 ассоциирована с более тяжёлым течением болезни, похожие данные есть и о витамине D. Выявлены три гена (МАРТ, PIGN и CCR5), наличие которых повышает риск заразиться, усиливает тяжесть заболевания и увеличивает риск столкнуться с последствиями для здоровья после выздоровления. Также свою роль играют хронические заболевания разных систем органов, артериальная гипертензия и лишний вес. В некоторых странах министерства здравоохранения даже разрабатывают чек-листы для прогнозирования более тяжёлого течения болезни, основываясь на этих факторах.
Таким образом, существует ряд факторов, по которым можно прогнозировать тяжесть заболевания. Однако в их число не входит тот факт, болел ли пациент, заразивший другого человека, бессимптомно или тяжело.
Неправда
Почитать по теме: