23 декабря 2021 года Владимир Путин упомянул цитату советника президента США о том, что «всему миру будет спокойнее», если на месте России появится пять новых стран. Мы проверили достоверность этой цитаты.
На прошедшей недавно пресс-конференции журналист британского телеканала SkyNews задал российскому президенту вопрос: «Что, как вы думаете, Запад не может понять о России или о ваших намерениях?» Путин ответил, что Россия и Запад, как ему кажется, живут «в разном мире», упомянул расширение НАТО, а затем заявил: «Вот, смотрите, ещё в 1918 году один из помощников Вудро Вильсона, президента Соединённых Штатов, сказал: "Всему миру будет спокойнее, если на месте сегодняшней огромной России появится государство в Сибири и ещё четыре государства в европейской части". В 1991 году мы сами себя разделили на 12, по-моему, частей, да? Но такое впечатление, что нашим партнёрам этого мало: слишком большая Россия, по их мнению, на сегодня, потому что сами европейские страны превратились в малые государства — не великие империи, а в небольшие государства, 60–80 млн человек. Но даже после развала Советского Союза, где у нас осталось только 146 млн, и это слишком много. Мне кажется, только этим можно объяснить такое постоянное давление».
На сайте библиотеки Йельского университета опубликованы дневники Эдварда Хауза — американского дипломата и неформального советника президента США Вудро Вильсона. Наибольшую известность Хауз получил в годы Первой мировой войны, когда сначала стал представителем Вильсона в Великобритании, Франции и Германии, а после вступления США в войну (1917) был посредником во взаимодействии с Антантой. Хауз также участвовал в разработке знаменитых «Четырнадцати пунктов», предложенных его патроном в качестве основы для построения будущего мира без войны, и представлял США на конференции союзников после заключения перемирия.
В записи из этого дневника от 19 сентября 1918 года говорится: «Она (Россия. — Прим. ред.) слишком большая и слишком однородная для безопасности мира. Я бы хотел видеть Сибирь отдельной республикой, а европейскую Россию — разделённой на три части. Британская империя не представляет такой же опасности миру, как Российская империя под руководством монарха. Составные части Британской империи в любое время могут стать автономными, Индию они не смогут бесконечно удерживать в этом виде. Даже сейчас Индия — это источник слабости, а не силы империи».
Впрочем, восприятие этой цитаты ощутимо меняется, если прочитать всю запись целиком, а не только этот фрагмент. В самом её начале Хауз отмечает, что «практически полностью не согласен» с тем, как президент Вильсон реагирует на ситуацию в России. Американский лидер, в свою очередь, идеи разделения России не поддерживал. Напротив, в конце мая 1918 года американское правительство направило представителю США при Антанте сообщение, в котором говорилось: «Президент считает, что бедствие в России накладывает на нас обязательства непоколебимой верности принципам территориальной целостности и политической независимости этой страны». Далее Вильсон отдельно подчёркивает, что идея о том, что Японии можно было бы передать часть азиатской территории России, «неприемлема», а все военные действия в отношении противников (Германии и её союзников), которые могут быть связаны с портами в Мурманске и Архангельске, должны проходить «в условиях однозначного одобрения русских и не должны иметь своей конечной целью восстановление "старого режима" или любое другое вмешательство в политическую свободу народа России».
Таким образом, в своём ответе президент Путин упомянул подлинную цитату, взятую из дневника американского дипломата Эдварда Хауза, исказив лишь число «государств в европейской части России». При этом частное мнение Хауза, зафиксированное в неофициальном документе, как минимум в середине 1918 года серьёзно отличалось от позиции руководства США. Будучи вырванной из контекста, цитата действительно звучит грозно, однако делать на её основе выводы о том, что на протяжении уже более века «западные партнёры» ставят перед собой цель разделить Россию на несколько государств, — как минимум спорно.
Мы благодарим Бориса Львина за помощь в подготовке публикации
Верная атрибуция цитаты