Правда ли, что палачи носили маски?

В массовой культуре распространён образ палача, лицо которого скрыто под маской или капюшоном. Мы решили проверить, действительно ли это было частью униформы палача.

Палачи часто изображаются в масках в кино — и не только в историческом. Так, маску носят палачи, казнившие Анну Болейн в «Тюдорах» и Неда Старка в «Игре престолов», а также палач, который должен был отрубить голову гиппогрифу в «Гарри Поттере и узнике Азкабана». У палача из мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник» лицо закрыто капюшоном с прорезями для глаз. Схожим образом выглядит палач в игре Alice: Madness Returns. Этот образ можно встретить в телешоу. Фигуры палачей в масках или капюшонах — частый атрибут музеев средневековых пыток по всему миру. Так одеваются аниматоры на тематических мероприятиях и реконструкторы.

Нам не удалось найти в исторических документах свидетельства того, что палачи во время казней надевали маски. Более того, на средневековых и более поздних гравюрах и картинах лица палачей обычно открыты: так изображена казнь Анны Болейн, Марии Стюарт, Жака де Моле и его братьев-тамплиеров, Робеспьера и многие другие казни. Не в маске ни один из многочисленных действующих лиц на гравюре, изображающей казнь Франсуа Равальяка, убийцы Генриха IV. 

Ханнеле Клеметтиля, историк, специализирующаяся на Средневековье, исследовала образ палачей в литературе, исторических документах и изобразительном искусстве. В своей книге «Воплощения зла: изображения палачей в Северной Франции и Нидерландах в позднем Средневековье» она пишет, что популярный ныне образ палача, лицо которого скрыто глубоким капюшоном с прорезями для глаз, встречается также в итальянских юридических иллюстрированных рукописях позднего Средневековья, поэтому, видимо, там палачи действительно скрывали свои лица. Это связано с тем, пишет историк, что в маленьких городах в Италии того времени часто не было отдельного человека, выполняющего функции палача. Поэтому смертные приговоры приводили в исполнение члены светского братства, куда входили ответственные и высокопоставленные горожане. Иногда это был тот же человек, кто и вынес приговор. Понятно, что они хотели остаться анонимными, чтобы избежать мести со стороны родственников казнённого и порицания, которое обычно ощущали на себе профессиональные палачи. Во Франции и Бургундии же, где палачи были лицами официальными, никаких масок никто не носил — и в изобразительном и ином искусстве им их тоже никто не приписывал. Более того, ношение масок в Средние века осуждалось церковью, считалось дьявольским и языческим явлением. Для человека, стоящего на страже закона, это было неприемлемо.

L'exécuteur des hautes oeuvres sous Louis XV (époque de Charles-Henri Sanson)

В музеях тем не менее встречаются экспонаты, которые описываются как маски средневековых палачей, но некоторые из них уже признаны поздней мистификацией.

Но с чего бы вообще палачам скрывать лица? Предполагается, что это была позорная профессия и они хотели остаться анонимными. Да, эти люди и правда часто были социальными изгоями, однако их лицо отнюдь не было тайной. Во-первых, этот род деятельности часто передавался по наследству — вплоть до того, что дочь одного палача могла выйти только за сына другого. По сути, у сына палача часто не оставалось выбора: продолжить семейное дело было единственным доступным способом заработка. С палачами старались не общаться, часто даже не хотели брать у них деньги, их детей не принимали в школы. Этой почти кастовой системы не сложилось бы, будь личности палачей тайной. Во-вторых, у палачей, несмотря на их социально неодобряемое занятие, были некоторые привилегии. Так, например, они могли бесплатно брать продукты на местных рынках, а для этого, конечно, торговцы должны были знать их в лицо.

Анри Сансон, представитель одной из самых известных французских династий палачей, оставил после себя дневники, где упоминал, что одному из его предков предлагали сшить «серьёзный костюм» для казней, однако «Шарль-Генрих Сансон отклонил честь такого одеяния и выразил желание оставаться при той одежде, которую носил». То есть, по сути, у палача не было какой-то особенной униформы. Сансон в своих дневниках достаточно подробно описывает быт и профессиональную деятельность палача, но маски ни разу не упоминает. 

Джоэл Харрингтон, историк из Университета Вандербильта в Теннесси и автор книги «Верный палач: жизнь и смерть, честь и позор в неспокойном XVI веке», говорит: «Забудьте об этом образе анонимного палача-садиста в капюшоне. Они считали себя сотрудниками правоохранительных органов». 

Возможно, образ палача в маске попал в массовое сознание из романа Александра Дюма «Три мушкетёра»: там лилльский палач, казнивший миледи, появляется в красном плаще и маске. Но он скрывает лицо скорее для устрашения и эффектного снятия маски перед Миледи, которая уже знакома с ним, именно он заклеймил её в прошлом. Когда он снимает маску, это производит сильный драматический эффект. Сам же он явно не скрывается: живёт в доме на окраине города, встреченные Атосом прохожие знают об этом и указывают ему, где живёт палач, не прячет лицо, когда открывает Атосу дверь.

The Execution of Charles I of England

Палач, казнивший короля Карла I в романе Дюма «Двадцать лет спустя», также носит маску. Это объясняется тем, что городского палача похитили мушкетёры, а его место занял некто неизвестный. При этом в романе «Королева Марго» того же Дюма палач Кабош изображён без всяких масок, герои знают его в лицо.

Палачи Карла I, по-видимому, и правда были в масках — это упоминается во многих авторитетных источниках, не только у Дюма. Это был первый в Англии случай казни короля, поэтому неудивительно, что палачи боялись показывать лица. Сын казнённого короля Карл II, придя к власти, отомстил за отца. Он осудил 39 оставшихся к тому моменту в живых членов парламента, причастных к приговору Карла I, за цареубийство. Личности же палачей так и не были раскрыты. Однако примечательно, что на изображениях казни короля палачи без масок. Скорее всего, это связано с тем, что художники не присутствовали на казни лично. Они не видели палачей, поэтому изобразили их так, как те выглядели обычно, — с открытыми лицами.

Таким образом, иногда палачи действительно носили маски, однако это было скорее исключительное явление, характерное для отдельных местностей или из ряда вон выходящих случаев (вроде казни некоторых королевских особ), нежели правило. Обычно палачи выполняли свою работу с открытыми лицами, их знали, и у этого были как свои минусы, так и значительные выгоды для самого палача.

Большей частью неправда

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. Мифы и правда в романе Дюма «Три мушкетёра»
  2. Правда ли, что средневековые рыцари надевали на своих жён пояса верности перед тем, как уехать на войну?
  3. Правда ли, что в Средневековье винтовые лестницы закручивались по часовой стрелке для удобства обороняющихся?
  4. Правда ли, что в Бастилии содержали в железной маске брата Людовика XIV?

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: