История о папессе Иоанне, женщине, ставшей понтификом — одна из самых распространённых легенд о Средних веках. До сих пор многие выдают её за достоверную. Мы решили проверить, существовала ли папесса Иоанна.
Легенда о папессе Иоанне не теряла своей популярности ни в Средние века, ни в Новое время, появляется она и сейчас в блогах и на исторических сайтах. Джованни Боккаччо писал о ней в книге «О знаменитых женщинах» (1361), в XX веке о женщине на папском престоле снимали фильмы, в наше время папессе Иоанне посвящают статьи на популярных сайтах.
Самое раннее упоминание истории о папессе относится к середине XIII века. Монах-доминиканец Жан де Майи оставил на полях своей хроники, составленной в 1250–1254 годах, следующее замечание: «Проверить. Есть рассказ о некоем папе, или, скорее, папессе, так как это была женщина; переодевшись в мужчину, она стала, благодаря своей одарённости, нотариусом курии, потом кардиналом и, наконец, папой. Однажды она ехала верхом на лошади и в этот момент разродилась ребёнком. Ей связали ноги и протащили привязанной к конскому хвосту; на протяжении полумили толпа бросала в неё камни и забила до смерти, похоронили же её там, где она скончалась. А на надгробном камне написали: "Petre pater patrum papissae prodito partum" ("О Пётр, отец отцов, разоблачи рождение сына папессой")». В хронике Жана де Майи датировки этой легенды не было, а пометки на полях оставлены на страницах, описывающих события конца XI века.
Затем история стала распространяться: в общей сложности исследователи насчитали более сотни упоминаний в средневековых источниках, то есть от хроники де Майи до 1500 года. Среди них Chronica Minor, составленная францисканцами в Эрфурте около 1261 года, и «Хроника пап и императоров» архиепископа Мартина Опавского (1277). Более поздние источники, как правило, копируют с незначительными изменениями легенду в изложении Мартина Опавского: некая женщина по имени Иоанна, родившаяся в Майнце в семье английского миссионера, сбежала с любовником в Грецию, где и получила духовное образование, выдавая себя за мужчину. Далее её ждала блестящая карьера, которая увенчалась папским престолом. Причём избрали Иоанну единогласно благодаря её уму и знаниям. Затем, по версии Мартина Опавского, она стала рожать прямо во время торжественной процессии и скончалась от родовых мук. Хронист даже уточняет, когда именно правила папесса — сразу после папы Льва IV, то есть после 855 года. А её понтификат длился около двух с половиной лет.
Позже история папессы Иоанны использовалась в религиозной полемике в качестве аргументов против католической церкви. Например, эту легенду упоминает предшественник Реформации, английский религиозный философ Джон Уиклиф. В сочинении «О папской власти» (1382) он уточняет, что при рождении папесса Иоанна носила имя Анна. А последователь Уиклифа, сожжённый в 1415 году чешский реформатор Ян Гус в своей книге «О церкви» называет женщину-папу Агнессой.
Со временем (и с появлением каждой новой версии) подробностей становилось всё больше. Если первые хронисты не могли привести ни имени папессы, ни дат её понтификата, то более поздние авторы уже добавляли деталей. Если суммировать версии, то получается, что папесса Иоанна правила то ли между папами Львом IV (годы понтификата 847–855) и Бенедиктом III (855–858), то ли между Иоанном VIII (872–882) и Марином I (882–884). При этом средневековые хроники не фиксируют двухлетних промежутков между понтификатами, в которые могло бы уместиться правление папессы.
Обстоятельства избрания Бенедикта III в 855 году подробно описаны: император Людовик II воспротивился выбору римской курии и посадил на Святой престол вместо Бенедикта III своего протеже Анастасия. Но через считаные недели Анастасий был вынужден отречься (в историю он вошёл как очередной антипапа, то есть не признанный церковью). Ну а во втором случае избрание Марина I произошло и вовсе в тот же день, когда умер его предшественник Иоанн VIII, — как раз для того, чтобы избежать вмешательства императора.
Никаких других следов существования папессы Иоанны, кроме записей в хрониках спустя почти четыре века после предполагаемого скандала, историки до сих пор не обнаружили. На протяжении столетий единственным доказательством была процедура проверки половых признаков будущего папы, которая якобы проводилась для того, чтобы не повторился конфуз с избранием Иоанны. Первым об этом написал бенедиктинский монах Жоффруа де Курлон в 1290 году. По его словам, папа садился на специальный стул, а один из кардиналов проверял, на месте ли все необходимые органы.
Джироламо Арнальди, один из крупнейших историков-медиевистов, специалист по истории римских пап, отмечает, что сохранились всего три похожих стула, два из которых были сделаны ещё в Античности и предназначались для омовения или для родов. А третий действительно принадлежал папам, но использовался не для церемоний, а для отправления естественных потребностей. Ни одно из многочисленных свидетельств этого необычного ритуала не написано непосредственными участниками интронизации, все они основаны на слухах, отмечает Арнальди. Поэтому процедура ощупывания мужских половых органов римских пап, скорее всего, такая же легенда, как и история про серебряный молоточек, которым якобы бьют по лбу понтификов после смерти.
Никто из авторитетных историков не сомневается, что папесса Иоанна — это легенда, не подкреплённая фактами. Поэтому спор ведётся в основном о том, при каких обстоятельствах появился этот миф. Ещё в 1602 году кардинал Чезаре Баронио предположил, что легенда, бросающая тень на Святой престол, была создана в середине IX века константинопольским патриархом Фотием, боровшимся за влияние в христианском мире с папой Иоанном VIII. По мнению Баронио, целью Фотия было заронить сомнения в мужской сущности понтифика.
В то же время уже упомянутый Джироламо Арнальди считает эту версию несостоятельной. Он приводит в пример другую легенду, известную от папы Льва IX, о патриархессе — женщине, ставшей константинопольским патриархом. Легенда возникла в самый тяжёлый период отношений Рима и Константинополя, незадолго до Великой схизмы — раскола, окончательно разделившего восточную и западную церкви в 1054 году. Как полагает Арнальди, патриарх Михаил Керуларий, реагируя на утверждения о патриархессе, непременно напомнил бы про папессу, если бы такая история существовала. Но первое упоминание Иоанны появилось только через два века.
Почему легенда о папессе возникла именно в XIII веке и против кого из пап была направлена эта история, до сих пор неясно. Многие исследователи сходятся во мнении, что легенда могла возникнуть в X веке, в период порнократии — эпохи упадка римской церкви, когда папы окружали себя многочисленными любовницами и незаконнорождёнными детьми. Затем, возможно, рассказ о папессе стал городской легендой, и первый хронист Жан де Майи её от кого-то услышал (отметив в рукописи, что информацию ещё предстоит проверить). А уже потом легенда разошлась в многочисленных пересказах и стала орудием полемистов — от Уиклифа, Гуса и Лютера до антиклерикалов XIX века.
Фото на обложке: Иллюстрация из немецкого издания «О знаменитых женщинах» Джованни Боккаччо, 1474 год. Источник: Wikimedia Commons / British Museum