В 2022 году власти Беларуси включили лозунг «Жыве Беларусь!» в перечень нацистской символики. Сторонники правящего режима утверждают, что эту фразу ввели в употребление коллаборационисты во время Второй мировой войны. Мы решили проверить, так ли это.
В ноябре 2022 года МВД Беларуси дополнило список нацистской символики и нацистских организаций в законе «О недопущении реабилитации нацизма», включив в него популярное у оппозиции приветствие «Жыве Беларусь!». МВД Беларуси называет его «коллаборационистским приветствием» и объясняет, что оно «является символом 13-го Белорусского полицейского батальона при СД и 30-й гренадерской (пехотной) дивизии ваффен-СС (русская №2, она же белорусская №1) наравне с нацистским партийным приветствием "Хайль Гитлер" и представляет сопровождаемое поднятием правой руки с распрямлённой ладонью восклицание "Жыве Беларусь!" и отзыв "Жыве!"». Один из инициаторов изменения в законе, провластный историк и депутат палаты представителей белорусского парламента Игорь Марзалюк ещё в 2020 году утверждал, что использовать это приветствие начали только во время нацистской оккупации.
Лозунг «Жыве Беларусь!» получил распространение ещё в начале ХХ века. Самое известное упоминание этого времени слов «Жыве Беларусь!» — стихотворение белорусского поэта Янки Купалы, чьим именем в современной Беларуси названы Национальный академический театр, улицы и парки.
Стихотворение было написано между 1905 и 1907 годом. Позже слова «Жыве Беларусь!» встречались и у других поэтов — например, у Фёдора Чернышевича в одноимённом стихотворении 1912 года. Контекст при этом был тот же — стремление к национальному возрождению и суверенитету.
Газета «Наша нiва», бывшая с 1906 по 1920 год главным печатным изданием, выходившим на белорусском языке, писала в 1912 году, что «из груди каждого сознательного белоруса вырывается этот клич — "Жыве Беларусь!"».
Когда в 1921 году по условиям Рижского договора территория Беларуси была разделена между Советской Россией и Польшей, многие сторонники независимости уехали за границу. Лозунг «Жыве Беларусь!» на долгое время стал популярен в среде белорусской эмиграции — его использовали на собраниях в Праге, Париже и Вильнюсе.
В 1941 году территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками. Оккупационная администрация поощряла национальное движение, разрешив повсеместное использование белорусского языка и символики, в том числе бело-красно-белого флага.
В 1943 году с разрешения генерального комиссара округа Белоруссия Вильгельма Кубе был создан Союз белорусской молодёжи — военизированная молодёжная организация по примеру нацистского гитлерюгенда. Официальными символами движения стали бело-красно-белый флаг и лозунг «Жыве Беларусь!». Так же назывался и ежемесячный журнал Союза белорусской молодёжи.
Фраза «Жыве Беларусь!» стала лозунгом и коллаборационистских военных формирований. Франц Кушель, отвечавший во время оккупации за работу полицейских батальонов и добровольческих дивизий, в своих воспоминаниях писал: «В [посёлке] Уречье передо мной был выстроен целый 36-й белорусский полицейский полк. "Жыве Беларусь!" — с этого я начинал и этим заканчивал свои выступления, и мощное "Жыве!" вылетало из груди белорусских полицейских». Кушель упоминает это приветствие и в описании другого эпизода, когда остатки 30-й добровольческой пехотной дивизии СС (1-й белорусской) сдавались 30 апреля 1945 года американским военным. При этом официально приветствие в белорусских добровольческих частях никак закреплено не было — во всяком случае, соответствующих документов «Проверено» найти не удалось.
Вместе с тем лозунг «Жыве Беларусь!» использовали и белорусские партизаны. Например, эти слова есть в «Партизанском марше» поэта Пимена Панченко, причём именно в той форме, которую власти современной Беларуси считают коллаборационистской, с ответом «Жыве!».
В первые постсоветские годы бело-красно-белый флаг стал государственным, а лозунг «Жыве Беларусь!» звучал на официальных мероприятиях. Например, до 2020 года он печатался над названием «Народной газеты», официального печатного издания белорусского парламента. Кроме того, есть видео 1995 года, на котором словам «Жыве Беларусь!» аплодирует Александр Лукашенко, за год до этого впервые победивший на президентских выборах.
В 2000-х годах «Жыве Беларусь!» постепенно стал лозунгом антилукашенковских протестов — например, в 2006 году в Минске и в 2020 году по всей стране, когда поводом для уличных акций стала фальсификация результатов голосования на выборах главы государства. Слова «Жыве Беларусь!» при Лукашенко фактически стали незаконными: к ответственности привлекали, например, жителя Гомеля, написавшего этот лозунг на снеговике, или многодетную мать, крикнувшую «Жыве Беларусь!» из окна. А в конце 2022 года лозунг оказался вне закона и де-юре, когда его включили в список нацистской символики.
Таким образом, история использования лозунга «Жыве Беларусь!» похожа на случай с приветствием «Слава Украине!». «Жыве Беларусь!» говорили и писали сторонники суверенитета и деятели культурного возрождения в начале ХХ века, затем он стал популярен у эмигрантов. А во время Второй мировой войны его взяли на вооружение и коллаборационисты. Однако, как и в случае со словами «Слава Украине!», это был уже существовавший к тому моменту популярный лозунг. К тому же во время войны им пользовались и белорусские партизаны. Поэтому утверждение, что это прежде всего нацистское приветствие, не соответствует действительности.
Фото на обложке: