Распространено мнение, что за появлением одной из крупнейших террористических группировок последних лет стоят власти США. Мы проверили, насколько обоснованно это убеждение.
Вечером 22 марта террористы ворвались в расположенный в подмосковном Красногорске концертный зал «Крокус Сити Холл», где должен был состояться концерт группы «Пикник». Нападавшие открыли огонь по сотрудникам площадки и пришедшим туда зрителям, а затем подожгли здание. Жертвами стрельбы и пожара стали 145 человек, ещё 551 пострадал. Ответственность за нападение взяло на себя «Исламское государство», на близких к группировке ресурсах даже появилось видео, снятое одним из террористов во время атаки на «Крокус». Тем не менее, российские официальные лица и провластные медиа почти сразу после теракта стали обвинять в организации случившегося Украину.
25 марта в газете «Комсомольская правда» была опубликована колонка официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. Спикер российского внешнеполитического ведомства пишет: «Вслед за созданием "Аль-Каиды" американцы вольно или невольно приложили руку к тому, чтобы создать ещё одного монстра — ИГИЛ, который потом стал бесконтрольно совершать жуткие теракты по всему миру». По мнению Захаровой, Вашингтон «загнал себя в ловушку рассказами про то, что теракт в "Крокус Сити Холле" совершён запрещённой в России террористической организацией ИГИЛ» в «попытке прикрыть себя вместе с созданным ими же режимом Зеленского пугалом запрещённого ИГИЛ».
Неделю спустя аналогичное мнение выразил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. «В условиях, когда на поле боя ВСУ и НАТО сделать уже ничего не могут, противник от бессилия всё чаще прибегает к террористическим методам. […] Следы теракта ведут к украинским спецслужбам. Но всем хорошо известно, что киевский режим не является самостоятельным и полностью контролируется США. Необходимо также учитывать, что ИГИЛ, "Аль-Каиду" и другие террористические организации создал Вашингтон», — заявил Патрушев на ежегодной встрече секретарей советов безопасности государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Аналогичную точку зрения он озвучивал и в августе 2022 года.
Обвинения в адрес США по поводу их причастности к созданию «Исламского государства» выдвигали и официальные лица других государств. Например, в 2017 году с таким утверждением выступил верховный руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи. А годом ранее Дональд Трамп, баллотировавшийся тогда на должность президента США, назвал «основателем ИГИЛ» тогдашнего главу государства Барака Обаму.
Как создавалось «Исламское государство»?
Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться в 2003 год, когда США и их союзники осуществили военное вторжение в Ирак с целью свержения Саддама Хусейна и поиска в стране химического и биологического оружия. Несмотря на стремительное проведение военной операции и скорое падение диктаторского режима, Ирак погрузился в настоящий хаос и стал одной из самых опасных стран с точки зрения террористической угрозы.
Дело в том, что при Хусейне в руководстве страны доминировали представители иракского суннитского меньшинства. Вашингтон же сделал ставку на шиитов, которые, очевидно, жаждали реванша за много лет унижений. Стремясь максимально обновить руководство страны, американцы распустили иракскую армию, пообещав создать с нуля новую, а также способствовали запрету в стране правившей много лет Партии арабского социалистического возрождения («Баас»). В результате тысячи чиновников, солдат и офицеров (в основном суннитов) оказались за бортом и впоследствии составили костяк различных террористических группировок, расплодившихся на всей территории Ирака. «Программа дебаасификации» Джорджа Буша – младшего уничтожила все остатки суннитской власти в иракском обществе и подготовила почву для суннитского восстания против американской оккупации и нового правительства, возглавляемого шиитами, убеждён американский аналитик Роберт Кремер.
Одной из вышедших тогда на авансцену группировок был «Джамаат ат-Таухид ва аль-Джихад» («Общество единобожия и джихада»). Его создал в 2002 году иорданский боевик Абу Мусаб аз-Заркави, который имел тесные связи со всемирно известной на тот момент террористической сетью «Аль-Каида», в частности, взявшей ответственность за теракты 11 сентября 2001 года в США. Аз-Заркави был лично знаком с лидером «Аль-Каиды» Усамой бен Ладеном, с которым установил контакт в 1999 году, находясь в Афганистане. Идеологию «Джамаат ат-Таухид ва-ль-Джихад» отличала ещё большая жестокость и непримиримость к иноверцам и последователям других, отличных от суннизма, течений в исламе, особенно к шиитам. Впоследствии, несмотря на родственные связи с «Аль-Каидой», лидеры будущего ИГИЛ неоднократно подчеркивали свою автономность от этой террористической сети.
В 2006 году американские спецслужбы ликвидировали аз-Заркави в Ираке, и группировку, называвшуюся к тому моменту уже «Маджлис Шура аль-Муджахидин» («Совет шуры муджахидов»), возглавил египтянин Абу Айюб аль-Масри. Он объявил о преобразовании организации в «Исламское государство в Ираке», а её целью стал захват всей территории страны и установление на ней норм шариата (исламского права).
Однако в результате антитеррористических кампаний США и Ирака в 2006-2007 годах «Исламское государство Ирака» было значительно ослаблено. В 2010 году был ликвидирован лидер группировки аль-Масри, и командование перешло к Абу Бакру аль-Багдади, который сразу взял курс на расширение ареала деятельности подконтрольных ему боевиков.
Этому способствовали как минимум два обстоятельства. Во-первых, происходивший в 2011 году вывод американских войск из Ирака. Во-вторых, события «арабской весны» в начале 2010-х годов, которые среди прочего привели к настоящему вакууму власти и гражданской войне в соседней Сирии, куда стремительно стали проникать и боевики «Исламского государство Ирака».
В апреле 2013 года аль-Багдади переименовал группировку в «Исламское государство Ирака и Леванта». К июню 2014 года она оказалась в зените своего могущества, тогда ИГИЛ сменило название на «Исламское государство» (чтобы подчеркнуть, что её ареал не ограничивается только Ираком и Сирией), подконтрольные организации территории были объявлены «халифатом», захваченный на севере Ирака город Мосул — столицей «халифата», а аль-Багдади — его «халифом».
В последующие годы благодаря усилиям международной коалиции во главе с США, а также действиям российской армии «Исламское государство» было разгромлено и разделилось на несколько автономных вилаятов (филиалов). На сегодняшний день таковых существует не менее семи: сирийский, иракский, хорасанский, западноафриканский, сахельский, центральноафриканский и восточноазиатский.
Организацию теракта в «Крокусе» приписывают филиалу «Исламского государства» в Афганистане «Вилаят Хорасан» (он же «ИГ — Хорасан»). Хотя ИГ взяло на себя ответственность за атаку, группировка нигде не акцентировала внимание, что нападение было совершено именно этим вилаятом.
Так участвовали ли Соединённые Штаты в создании ИГИЛ?
На сегодняшний день нет ни одного задокументированного свидетельства того, что Вашингтон принимал непосредственное участие в создании этой организации. По оценкам экспертов, можно говорить лишь об ошибках во внешней политике США на ближневосточном направлении, которые привели к возвышению целого ряда террористических группировок, включая ИГИЛ.
Как отмечает ливано-американский эксперт Фаваз Джерджес, вторжение на иракскую территорию войск коалиции под руководством США и их последующая оккупация Ирака вызвали перелом в иракском обществе, и так раздробленном и обескровленном многими годами экономических санкций и войны. Более того, разрушение Соединёнными Штатами иракских институтов, особенно роспуск партии «Баас» и вооружённых сил, создало вакуум, который вызвал ожесточённую борьбу за власть.
Автор книги «Чёрные флаги: возвышение ИГИЛ», лауреат Пулитцеровской премии Джоби Уоррик также указывает, что «Исламское государство» возникло в результате вторжения США в Ирак в 2003 году, но не говорит о том, что американские власти напрямую участвовал в создании группировки.
Помимо того хаоса и безвластия, который воцарился в Ираке после свержения режима Хусейна, американцы косвенно способствовали возвышению ИГИЛ тем, что, например, в 2004 году освободили будущего главаря группировки аль-Багдади из фильтрационного лагеря Букка, а в 2013 году несколько сотен боевиков ИГИЛ сбежали из подконтрольной США тюрьмы Абу-Грейб неподалеку от Багдада. Но и в этих случаях нет никаких доказательств, что Вашингтон действовал намеренно, стремясь создать или укрепить террористические движения на Ближнем Востоке.
Вместе с тем, параллельно ошибкам в Ираке, возвышению ИГИЛ способствовала и американская политика в Сирии по свержению Башара Асада. Как полагает иракский эксперт Аяд Джамаль ад-Дин, ослабление режима в Дамаске, передача вооружений и другая помощь оппозиционной Сирийской свободной армии со стороны США были бесполезны, поскольку всё это лишь принесло пользу ИГИЛ как в Сирии, так и в Ираке.
На этом фоне стали распространяться конспирологические теории, сторонники которых уверены: ошибки США, приведшие сначала к появлению, а затем к усилению ИГИЛ, не были случайными.
Вероятно, самая популярная из этих теорий основана на несуществующих разделах из книги бывшего государственного секретаря США Хиллари Клинтон «Трудный выбор», которые в некоторых арабских источниках известны как «Пароль 360». В этих отрывках, распространившихся в 2014 году в соцсетях, Клинтон якобы рассказывает о том, как, будучи госсекретарем, руководила реализацией плана Вашингтона по созданию ИГИЛ, чтобы уничтожить деспотических правителей Ближнего Востока и заменить их более податливыми исламистскими лидерами.
Согласно другой конспирологической теории, ИГИЛ было создано в результате операции под кодовым названием «Гнездо шершня», которую провели ЦРУ, британская разведка MI6 и израильский Моссад. Эта информация якобы поступила от бывшего сотрудника ЦРУ и американского Агентства национальной безопасности (АНБ) Эдварда Сноудена и была преподнесена, в частности, иранскими СМИ и чиновниками как соответствующая действительности. Однако позднее и эта версия была неоднократно опровергнута, поскольку Сноуден никогда не имел доступа к подобным документам.
Таким образом, однозначно можно говорить о том, что ошибки во внешней политике США на Ближнем Востоке способствовали возвышению ИГИЛ и целого ряда других джихадистских группировок в регионе, но это не говорит о том, что американцы напрямую участвовали в их создании. Предлагаемые в качестве доказательств документы, свидетельствующие о проведении Вашингтоном и его союзниками неких специальных операций по учреждению и развитию террористических группировок, при проверке оказались подделками.
Фото на обложке: скриншот Wilson Center