После покушения на премьер-министра Словакии 15 мая 2024 года в СМИ и соцсетях начала распространяться версия, что жена стрелявшего — уроженка Украины, которая и подтолкнула мужа к преступлению. Мы проверили, насколько обоснованны эти заявления.
15 мая после выездного заседания правительства Словакии в городе Гандлова на премьер-министра страны Роберта Фицо было совершено покушение: когда политик подошёл поговорить с группой местных жителей, человек из толпы тяжело ранил его несколькими выстрелами из пистолета. Фицо вскоре доставили в больницу и прооперировали. По данным на 29 мая, его состояние постепенно улучшается, но из-за тяжёлого характера полученных ранений этот процесс идёт небыстро. Преступника задержали на месте, им оказался словацкий писатель Юрай Цинтула.
Вскоре российские СМИ начали писать об «украинском следе» в покушении на Фицо: жена Цинтулы якобы оказалась украинкой и подстрекала мужа напасть на политика, взгляды которого многие считают пророссийскими. В Telegram версией о жене-украинке поделились в числе прочих писатель Захар Прилепин (102 000 просмотров на момент написания этого разбора), теле- и радиоведущий Армен Гаспарян (80 000), каналы «Рыбарь» (313 000), «Zлой пруф» (200 000), «Шейх Тамир» (131 000) и «Выпускайте Кракена!» (129 000). Газета «Московский комсомолец» назвала женщину украинской беженкой и активисткой Майдана, а «Аргументы и факты» озаглавили свою статью о Цинтуле так: «Извращенец, жена украинка. Названы личные проблемы стрелявшего в Фицо». Российский публицист Александр Дюков написал в своём Telegram-канале (46 000 просмотров): «В Словакии арестована жена Цинтулы, покушавшегося на Фицо. Дальше начинается прекрасное: она — беженка с Украины и настраивала мужа на месть пророссийскому политику. Украинство убивает. Исключений нет».
Кроме того, многие российские Telegram-каналы распространили информацию о задержании жены Цинтулы в аэропорту Братиславы «при попытке к бегству». Канал Win/Win (406 000 просмотров) написал: «Эта гражданка Украины, не пожелавшая после брака в 2020 году взять фамилию мужа, задержана в аэропорту Братиславы при попытке вылететь в Варшаву. Была под домашним арестом, но дома не сиделось. Кроме этого, женщина нарушила обязательство о явке к следователю. Завтра суд изберёт ей меру пресечения. Главная подозреваемая. Наводчица, соучастница, посредник. На выбор».
В свою очередь, Telegram-канал «Сводки и аналитика СВО» (87 000 просмотров) опубликовал «эксклюзивный инсайд» о том, что полиция Словакии якобы получила скриншоты переписки женщины с украинскими спецслужбами. «Вероятно, был взломан почтовый ящик, и переписка попала прямо в полицию. Теперь полиция будет разбираться, писала, не писала, завербована она Украиной или нет. Но с сегодняшнего дня для всего мира премьера европейской страны вальнули спецслужбы Украины. А это уже не шутки», — говорится в посте.
Вечером 15 мая 2024 года, вскоре после покушения на Фицо, министр внутренних дел Словакии Матус Сутай сказал, что у стрелявшего «явно были политические мотивы». За три недели до нападения на премьер-министра Цинтула был замечен на акции протеста против политики правительства в отношении Украины (на видео он в полосатом джемпере с белым плакатом). А после задержания писатель и активист признался, что был не согласен с недостаточным объёмом военной помощи Киеву.
По сообщениям словацкой прессы, вечером того же дня полиция отправилась в квартиру Цинтулы и забрала его жену Елену Цинтулову на допрос в полицию. На видео женщина выходит из подъезда в сопровождении полицейских, закрыв лицо газетой. Как сообщает словацкое издание Pravda, сотрудники правоохранительных органов сопровождали Цинтулову лишь из соображений безопасности, а не потому, что она была под арестом. Хотя точно не известно, когда женщину отпустили с допроса и где она сейчас находится, из МВД или прокуратуры Словакии за две недели, прошедшие с момента покушения, не поступало никаких сообщений о том, что ей предъявлены обвинения или она находится под домашним арестом, как утверждали российские источники.
Также нет подтверждений тому, что «полиция получила скриншоты переписки жены террориста со спецслужбами Украины». На состоявшейся 22 мая пресс-конференции с участием вице-премьера, генерального прокурора и министра внутренних дел Словакии «украинский след» не упоминался, а словацкое МВД опубликовало пост о том, что не стоит верить фейкам о причастности Украины к покушению на Фицо.
Сообщения о том, что Цинтулову задержали в аэропорту Братиславы при попытке скрыться и что суд намерен избрать ей меру пресечения, не подтверждаются ни заявлениями полиции, ни информацией из авторитетных словацких СМИ. Пресс-секретарь Генеральной прокуратуры Словакии Зузана Дробова в комментарии агентству AFP назвала эти заявления ложными.
Также власти страны опровергли утверждение, что Цинтулова — беженка из Украины. Несколько деталей из биографии супругов указывают на то, что они прожили в Словакии если не всю свою жизнь, то как минимум несколько десятилетий. Телеканал Markíza TV побеседовал с соседом пары Ондреем Сабо, который рассказал, что Цинтула и его жена прожили в городе Левице около 40 лет. Заместитель директора расположенной там гимназии, где Цинтулова преподавала географию, также подтвердила, что женщина проработала в учебном заведении с 1979 по 2005 год, после чего вышла на пенсию. Ни сосед, ни бывшая коллега Цинтуловой не припомнили, чтобы та говорила по-украински или рассказывала о какой-либо связи с этой страной.
Полиция также обыскала коттедж пары в деревне Яблоневце, где родилась Цинтулова, если верить информации из её профиля в Facebook. Согласно документам о праве собственности, которые опубликовало агентство AFP, женщине принадлежит часть этого дома. Помимо коттеджа Цинтулова владеет долями земельных участков в Яблоневце, которые она получила в наследство в 2004 и 2011 годах.
Утверждения российских Telegram-каналов о том, что жена Цинтулы — «гражданка Украины, не пожелавшая после брака в 2020 году взять фамилию мужа», тоже как минимум вызывают сомнения. Во-первых, знакомые и соседи пары утверждают, что у супругов двое общих взрослых детей, а значит, маловероятно, что они поженились лишь в 2020 году. Во-вторых, Елена не отказывалась брать фамилию мужа и во всех источниках (включая её страницу в Facebook) фигурирует как Цинтулова (дополнительный суффикс объясняется особенностями словацкого языка).
Таким образом, утверждение о том, что жена Цинтулы — беженка из Украины или что она как-то связана с украинскими спецслужбами, — домыслы пророссийских блогеров и СМИ, пытающихся распространить нарратив об «украинском следе» в покушении на Фицо. Информация об аресте женщины в аэропорту при попытке скрыться тоже была опровергнута полицией Словакии.
Фото на обложке: YouTube