Правда ли, что во время эпилептического приступа пострадавшему нужно засунуть ложку в рот?

Популярно мнение, что в случае припадка человеку, больному эпилепсией, необходимо разжать челюсти и поместить в рот ложку или другой предмет — это якобы поможет избежать западания, проглатывания или откусывания языка. Мы проверили, насколько такой метод первой помощи обоснован с научной точки зрения.

Представление, что засовывание ложки или другого предмета в рот во время эпилептического припадка необходимо и полезно, широко распространено, в том числе среди людей с этим заболеванием и врачей. Так, по данным опроса, результаты которого в 2005 году были опубликованы в издании «Эпилепсия. Журнал Международной противоэпилептической лиги», 41% больных эпилепсией называли такой метод первой помощи приемлемым. В 2018 году Итальянская противоэпилептическая лига поделилась итогами похожего опроса среди медицинских работников разного профиля. 80 из 152 респондентов сообщили, что стали бы разжимать челюсти пациента с помощью ложки или другого подручного предмета, 103 использовали бы для этой цели (при наличии) воздуховод Гведела, а 44 были готовы рискнуть даже собственными пальцами. Саянский медицинский колледж в памятке о неотложных состояниях указывает: «Человеку без сознания необходимо придерживать язык, иначе он может задохнуться». Некоторые интернет-пользователи рассказывают, что в ряде квалификационных тестов по оказанию первой помощи на вопрос о поведении при припадке следует отвечать, что больному необходимо разжать челюсти с помощью ложки. Эффективность этой практики широко обсуждают на форумах и в блогах. Она нашла отражение и в художественной литературе. Например, в романе Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» есть такой фрагмент: «Сканлон с Фредриксоном бросаются на помощь, но большой санитар отталкивает их и выхватывает из кармана плоскую палочку, обмотанную изоляционной лентой и покрытую коричневыми разводами. Он раскрывает Сефелту рот, всовывает палку между зубами, и я слышу, как она хрустит. Во рту у меня привкус щепок». 

Эпилепсия — это хроническое неинфекционное заболевание, проявляющееся в повторяющихся судорожных приступах, которые вызывает периодическая избыточная нейронная активность мозга. Существует множество классификаций эпилептических припадков, основная — разделение на парциальные (фокальные) и генерализованные. Во время парциальных аномальная активность не распространяется на обширную область головного мозга и затрагивает лишь определённую часть или сторону тела. В свою очередь, генерализованные приступы охватывают весь организм.

Патогенез заболевания обширен. ВОЗ выделяет несколько основных причин развития эпилепсии:

  • внутриутробное или перинатальное повреждение мозга ребёнка (например, длительная гипоксия, родовая травма или глубокая недоношенность);
  • врождённые пороки развития головного мозга и некоторые генетические синдромы;
  • тяжёлые травмы головы и мозга;
  • инсульты;
  • инфекции головного мозга (например, менингит, энцефалит или нейроцистицеркоз);
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга.

Как следует из этого перечня, эпилепсия может возникнуть в любом возрасте. Чаще всего заболевание проявляется в детстве, особенно в первый год жизни. Вероятность развития эпилепсии постепенно снижается вплоть до десятилетнего возраста, а затем возрастает после 55 лет из-за повышения риска инсульта, опухоли головного мозга или болезни Альцгеймера, которая тоже может вызывать припадки.

Терапия эпилепсии обычно направлена на снижение частоты судорожных приступов. Если в течение десяти лет после начала лечения, в том числе пяти лет без применения каких-либо медицинских методов, приступы не происходят, врачи говорят о разрешении эпилепсии (медики не используют в отношении этого заболевания термин «ремиссия», но по сути они синонимичны). Наиболее часто для облегчения состояния больного применяют противосудорожные препараты, поведенческую терапию, которая направлена на устранение факторов, приводящих к припадку, или хирургическое вмешательство, в рамках которого врач удаляет или изолирует зону мозга с аномальной нейронной активностью. В дополнение врачи используют и другие практики: кетогенную диету (то есть рацион с высоким содержанием жиров и низким содержанием углеводов), нейростимуляцию блуждающего нерва с помощью электрода, вживлённого под кожу грудной клетки, медицинскую марихуану. Все эти методы, подсчитали в ВОЗ, приводят к тому, что до 70% людей с эпилепсией могут добиться её разрешения.

По оценке ВОЗ, от эпилепсии страдают около 50 млн человек. Финские исследователи в 2014 году выяснили, что смертность от этого заболевания составляет около 3,33%. Наиболее распространённая причина — неизученный синдром внезапной смерти при эпилепсии (СВСПЭ). По оценкам экспертов, каждый год от него умирает один из тысячи пациентов с эпилепсией.

Приступы эпилепсии могут быть как случайными, так и зависеть от определённых факторов (примерно в 25–30% случаев). Отслеживание таких триггеров может помочь больному оценить, насколько вероятно наступление припадка. Самые частые факторы — депривация сна, сопутствующие болезни, вспышки света, употребление наркотических веществ, стресс, гормональные изменения, особенности питания, приём некоторых лекарств. Иногда приступы возникают в ответ на очень специфичный стимул (например, чтение книги или шум) — такой тип болезни называют рефлекторным.

Припадок нередко начинается с так называемой ауры — ощущения или переживания, которое человек испытывает в течение нескольких секунд. Обычно она безболезненна, но многие пациенты описывают ауру как «странное состояние». Она может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой, эпигастральной (проявляться в виде боли или чувства бабочек в животе) или эмоциональной (невероятное блаженство или, напротив, тоска). Затем начинается сам приступ, симптомы которого сильно различаются в зависимости от его типа. При генерализованных судорогах человек обычно падает, после чего начинается судорожная активность, которая может выражаться в выгибании конечностей или дрожи. Припадок сопровождается полной или частичной потерей сознания, нередко с нарушениями дыхания и непроизвольным мочеиспусканием. Приступ обычно длится до 5 мин., после чего больной может ощущать сонливость и не помнить произошедшее. 

Генерализованные судороги ещё называют тонико-клоническими. Это означает, что во время такого приступа мышцы то сильно напрягаются, а человек застывает в неестественной позе (тоническая фаза), то начинают ритмично дёргаться (клоническая фаза). Из-за первого тонического сокращения человек падает и теряет сознание, а все мышцы (в том числе мышцы языка) непроизвольно расслабляются. Если больной в этот момент лежит на спине, язык может отклониться к гортани и заблокировать дыхательные пути. Такое состояние действительно опасно. В первую очередь именно на профилактику западания языка и направлены советы разжать челюсти пациенту и зафиксировать этот орган с помощью ложки или другого предмета, обеспечив тем самым возможность дышать. Авторы наиболее радикальных рекомендаций даже предлагают приколоть язык булавкой к щеке.

Однако проглотить язык невозможно физически. Это подвижный мышечный орган, кончик которого может двигаться свободно, но его задняя часть надёжно закреплена во рту. К тому же передняя часть языка крепко соединена с дном полости рта уздечкой (в зависимости от анатомических особенностей она может быть более длинной или короткой, её длину также можно изменить хирургическим путём). Но какой бы длинной ни была уздечка, она не позволит человеку проглотить свой язык ни при каких обстоятельствах.

Впрочем, шанс прикусывания или западания языка при эпилептическом приступе существует. В 2017 году учёные из Варшавского медицинского университета опубликовали результаты опроса, проведённого среди 100 пациентов с этим заболеванием. 54 респондента рассказали, что в результате припадков получили те или иные травмы ротовой полости. Наиболее распространёнными оказались повреждения губ, языка или щёк. У 11 опрошенных в результате приступа треснул зуб, у десяти — сломался. Примечательно, что четыре участника исследования испытали приступ и травмировались во время стоматологических процедур, поэтому польские учёные предложили разработать специальные накладки для защиты полости рта у таких больных во время посещения дантиста.

И хотя во время эпилептического приступа риск травм ротовой полости велик, помещение какого-либо объекта в рот пациента лишь увеличит эту вероятность. Нигерийские специалисты проанализировали 75 обращений в неотложную помощь из-за судорожных припадков. У 27 пациентов были обнаружены различные травмы ротовой полости: рваные раны и гематомы тканей (включая губы, язык и слизистую оболочку щёк), подвывихи или смещения челюсти и даже полная травматическая авульсия зуба (то есть его отрыв вместе с корнями из костной лунки). В 26 из 27 случаев причиной повреждений, утверждают авторы исследования, было именно помещение в рот ложки, и лишь в одном случае травмы были получены из-за самих судорог.

Для помощи больному эпилепсией в случае припадка авторитетные медицинские организации рекомендуют не разжимать ему челюсти и вводить в рот ложку, а применять другую стратегию. Так, Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS) советует переместить пациента в безопасное место, подложить ему что-то мягкое под голову и ослабить тесную одежду, чтобы облегчить дыхание. После прекращения судорог следует перевернуть больного на бок — такая позиция называется «положение восстановления» и помогает избежать западания языка и других травм. Эксперты отмечают, что ни ложка, ни другой посторонний предмет не должны быть использованы для разжатия челюстей ни во время, ни после приступа.

Перемещение пострадавшего в положение восстановления или стабильное боковое положение. Источник

Похожий протокол действий советуют и Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC). Основное различие заключается в том, что поместить пациента в положение восстановления американские специалисты рекомендуют во время самого приступа, не дожидаясь его окончания. Учитывая, что нередко в ходе припадка человек неосознанно меняет положение своего тела, эксперты настаивают: больного стоит повернуть на бок, но ни в коем случае не удерживать в этом положении. По вопросу о разжатии челюстей с помощью посторонних предметов CDC солидарны с британскими коллегами: это не нужно и чревато ещё большими травмами.

Как отмечает Международная противоэпилептическая лига (ILAE), стремление поместить в рот больному во время припадка ложку или другой предмет может возникнуть из-за впечатления, что пациент перестал дышать. Оно появляется из-за того, что во время тонической фазы приступа мышцы грудной клетки резко сокращаются и как будто каменеют. Бояться удушья в этом случае не стоит — как только тоническая фаза сменится на клоническую, мышцы расслабятся и дыхательные движения грудной клетки возобновятся. Даже во время их отсутствия, подчёркивает ILAE, не стоит разжимать челюсть с помощью посторонних предметов — например, о ложку человек может попросту сломать себе зубы, а вероятность прикусывания языка или щеки меньше не станет.

Британское Общество эпилепсии поясняет, что травмы зубов из-за эпилептических приступов происходят нечасто. Если случился скол, трещина или зуб начал шататься, больному следует незамедлительно посетить стоматолога. Если же во время приступа случилась авульсия, это ещё не значит, что зуб однозначно потерян. Специалисты рекомендуют взять выпавший зуб за коронку и, не прикасаясь к корням, обмыть его от загрязнений чистой водой или молоком. Затем, не вытирая зуб, поместить его обратно в лунку и резко укусить повреждённой частью зубного ряда чистый носовой платок или салфетку. Далее необходимо срочно ехать в стоматологию, чтобы врачи провели процедуру реимплантации, то есть помогли зубу прижиться. Если оперативно и самостоятельно поместить зуб на место не представляется возможным, нужно положить его в молоко, чтобы он оставался влажным, и немедленно поехать к дантисту. До того, как пациента примет стоматолог, зарубежные специалисты в качестве альтернативы советуют держать выпавший зуб за щекой, чтобы его обволакивала слюна. Такой порядок действий подойдёт пациентам не только с эпилепсией, но и с любыми травмами, приводящими к выбиванию зуба.

Таким образом, нет никаких научных данных, подтверждающих пользу насильного разжатия челюстей больного с эпилептическим припадком ложкой или иными посторонними предметами. Такое действие с куда большей вероятностью приведёт к травме ротовой полости, чем отсутствие вмешательства. Проглотить свой язык человек в принципе не может, а обеспечить проходимость дыхательных путей можно, придав больному правильную позу — перевернув его на бок.

Изображение на обложке: Cleveland Clinic

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: