Во многих публикациях в интернете можно встретить утверждение о весьма необычной предсмертной фразе знаменитого писателя. Мы проверили достоверность этой истории.
В разных источниках предсмертная фраза Уайльда упоминается в немного отличающихся формулировках: иногда — «Эти обои ужасны. Кто-то из нас должен уйти», иногда — «Либо обои уходят, либо я», а иногда — «Или я, или эти ужасные обои». В некоторых публикациях даже уточняется, какие именно обои не нравились писателю: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».
В 1895 году Оскар Уайльд, бывший к тому моменту одним из самых известных прозаиков и драматургов Великобритании, был осуждён за «грубую непристойность» (под этим эвфемизмом подразумевались гомосексуальные отношения) и приговорён к двухлетнему тюремному сроку. Судебный процесс был чрезвычайно громким, поэтому, выйдя на свободу, Уайльд предпочёл покинуть Великобританию. Он поселился во Франции, причём жил под псевдонимом и часто переезжал с места на место, чтобы избежать встреч со старыми знакомыми, журналистами или просто любопытными обывателями, узнававшими скандального литератора. Его последним адресом стал отель «Эльзас» в Сен-Жерменском квартале Париже (сейчас гостиница называется просто «Отель»). «Эта нищета действительно разрывает сердце: она такая грязная, такая совершенно удручающая, такая безнадёжная», — описывал Уайльд свою жизнь в «Эльзасе» в одном из писем.
В сентябре 1900 года Уайльд простудился, болезнь дала осложнение на ухо. Его состояние ухудшалось с каждым днём, и в конце концов ему диагностировали менингоэнцефалит. В своей лекции «Последние часы Оскара Уайльда» профессор Джозеф Бристоу из Калифорнийского университета подробно восстановил финал жизни писателя. Он основывался на редких документах, в том числе письмах и записях двух ключевых свидетелей последних дней Уайльда: его друга Реджинальда Тёрнера, который провёл вместе с литератором последнюю неделю его жизни, и ирландского священника Кутберта Данна, который на смертном одре обратил Уайльда в католичество. Ни один из них не упоминал фразу об обоях. По данным Бристоу, впервые она появилась в воспоминаниях журналистки Клэр де Пратц, опубликованных в журнале L’Européen спустя почти 30 лет после смерти Уайльда. Она утверждала, что писатель, страдая от бедности, воспринимал безвкусные гостиничные обои как символ упадка своей жизни и сказал ей однажды: «Видите ли, дитя моё, между мной и этими обоями смертельная дуэль. Здесь должен остаться один из нас: или они, или я».

Однако портал The Quote Investigator приводит более ранний источник, в котором упоминаются жалобы Уайльда на обои, — дневник ирландской писательницы леди Грегори. В 1928 году (за год до публикации воспоминаний де Пратц) она написала: «Наткнулась на письмо из Парижа, декабрь 1908 года, от У. Б. Йейтса. Пишет, что накануне у Мод Гонн встретил друга Оскара Уайльда, который рассказал ему странную героическую историю о смерти Уайльда. Тот умер в страшной агонии, засовывая руку в рот, чтобы заглушить крики. Он жил в глубокой нищете, часто без денег на еду, и утверждал, что его убивают обои. "Кто-то из нас должен был уйти", — говорил он».
Однако ни Де Пратц, ни неназванный друг Оскара Уайльда не утверждали, что это были именно предсмертные слова писателя. Де Пратц вообще не указывала, когда именно между ними состоялся этот разговор. Как отмечает Бристоу, писатель прожил в «Эльзасе» пять месяцев, так что эти беседы могли проходить задолго до того, как он заболел.
По данным The Quote Investigator, фразу об обоях в качестве предсмертных слов Оскара Уайльда впервые опубликовало издание Liverpool Echo 30 ноября 1950 года в рубрике «Эхо и сплетни дня». Короткая заметка, озаглавленная «Последние слова Уайльда», гласила: «"Эти обои меня убивают; один из нас должен уйти" — Оскар Уайльд на смертном одре в этот день 50 лет назад».
Таким образом, судя по всему, Уайльд действительно произносил остроту об обоях в своём номере в гостинице «Эльзас» — возможно, даже не однажды. Однако нет никаких подтверждений, что она стала его последними словами. В письмах и воспоминаниях людей, бывших непосредственными свидетелями болезни и смерти Уайльда, эта фраза не упоминается.
Фото на обложке: скриншот National Portret Gallery
Почитать по теме:
- Arzamas. Анекдоты об Оскаре Уайльде
- Говорил ли Цезарь: «И ты, Брут!»?
- Говорил ли Гагарин: «Я горю! Прощайте, товарищи!»?
- Правда ли, что перед смертью Стив Джобс раскритиковал стремление к богатству?
Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.