Правда ли, что с 1 января 2021 года в Китае узаконили общенациональную систему социального кредита?

В начале 2021 года в русскоязычных социальных сетях и СМИ стали появляться публикации о том, что вступивший в силу Гражданский кодекс узаконил рейтинговую систему для всех граждан КНР. Отныне каждый китаец получает привилегии или ограничивается в правах в зависимости от своего поведения. Мы проверили, так ли это на самом деле.

Вскоре после наступления нового года новость о введении системы социального кредита на всей территории Китая стали активно распространять в соцсетях. Спустя несколько дней публикации с очень похожим содержанием появились как на посвящённом кибербезопасности портале SecurityLab, так и на новостных ресурсах The Caucasus Post и «Аргументы недели». Автор последней из этих заметок даже связал введение новых правовых норм с пандемией коронавируса, которая могла отвлекать внимание от столь радикального решения китайских властей.

Система социального кредита — это своеобразный рейтинг всех граждан и проживающих в КНР иностранцев, над которым китайское правительство стало работать более десяти лет назад. Согласно этой идее, благодаря массовому сбору информации власти и бизнес получат возможность оценивать надёжность каждого человека и в соответствии с этим либо предоставлять ему привилегии либо накладывать на него ограничения. Эффективность системы достигается благодаря тому, что в Китае заблокированы многие привычные нам социальные сети и интернет-площадки (Twitter, Facebook, Tinder, Netflix, сервисы Google и другие), а их место заняли китайские аналоги, которые контролирует государство. Профессор Высшей школы экономики, и. о. директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов подчёркивает, что довольно быстро эти сервисы (в первую очередь мессенджер WeChat) превратились в суперприложения, через которые китайцы, например, оплачивают налоги и покупают авиабилеты, и поэтому не пользоваться ими невозможно. Дополнительные сведения поступают к властям через многочисленные камеры видеонаблюдения и систему распознавания лиц.

Хотя китайские власти заявляли о планах ввести рейтинговую систему на всей территории страны к 2020 году, пока что в разных городах и провинциях существуют свои правила. В общем виде система работает примерно так: у каждого гражданина есть некоторый рейтинг, который повышается благодаря «хорошим» поступкам и понижается из-за «плохих». Если вы, например, сдаёте кровь или делаете пожертвования в благотворительные организации, этот рейтинг растёт. Возможностей снизить свой рейтинг не меньше — например, в Шанхае и Ханчжоу это произойдёт при отказе от сортировки мусора, в Нанкине — при пятикратном нарушении правил дорожного движения, а в Пекине — если вы решите перекусить в вагоне метро. Если ваш рейтинг высок, то правительство считает вас надёжным и может, например, поддержать открытие бизнеса или предоставить скидку на оплату коммунальных услуг. В обратном случае гражданину могут отказать в продаже авиабилета или не взять на работу в государственное учреждение.

Гражданский кодекс КНР был принят в мае 2020-го и вступил в силу 1 января 2021 года. В интернете уже доступен его перевод на русский язык, сделанный Павлом Бажановым — работающим в Гонконге юристом, который ведёт блог о китайском праве. Нам не удалось найти в Гражданском кодексе упоминания системы социального кредита и балльной системы, о которой писали авторы публикаций в соцсетях и СМИ. Бажанов в комментарии WikiNews подчёркивает: «Выражения "социальный кредит" (社会信用) вообще нет в ГК, есть только "кредитоспособность" (信用). <…> Единственное упоминание о "кредитоспособности" в китайском Гражданском кодексе связано с правом на репутацию: кредитоспособность признаётся частью репутации физических лиц и организаций, поэтому они могут запрашивать и получать о себе информацию из бюро кредитных историй и других организаций, занимающихся оценкой кредитоспособности, а в случае ошибки требовать исправления». По мнению эксперта, вступление кодекса в силу — всего лишь повод для «очередного вброса» в медиапространство, а само описание рейтинга в Гражданском кодексе выглядело бы странно: этот документ регулирует отношения между гражданами и юридическими лицами, но не между гражданами и государством.

Таким образом, значительная часть информации, представленной в недавних публикациях в соцсетях и СМИ, не соответствует реальности. В Китае действительно планируют вводить общенациональную рейтинговую систему, но сейчас её функционирование значительно отличается от провинции к провинции. Компилировать нормы из Пекина и Шанхая, Гуанчжоу и Шэньчжэня в один список и утверждать, что действие всех этих норм распространяется на весь Китай, некорректно. Тем более некорректно говорить, что эти нормы закреплены в Гражданском кодексе КНР, где не говорится ни о каких баллах и связанных с ними привилегиях и ограничениях. Удивительно, если бы говорилось — документ был принят весной 2020 года, а в ноябре китайские власти пришли к выводу, что систему ещё нужно совершенствовать, и отложили её повсеместное введение.

Мы благодарим доцента департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Светлану Кривохиж за помощь в подготовке материала.

Большей частью ложь

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. https://carnegie.ru/commentary/71546
  2. https://chinalaw.center/civil_law/china_civil_code_2020_russian/
  3. https://www.hse.ru/news/expertise/357514874.html

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: