Культовой для индуизма реке, в которой моются люди и животные, куда сливают сточные воды и над которой развеивают прах мёртвых, приписывают уникальные способности к самоочищению. Мы решили проверить, есть ли научные доказательства таких свойств.
Средневековому индийскому поэту-мистику Кабиру приписывают такое описание Ганга: «Ад плывёт по реке, полной тронутых тленом трупов мужей и зверей». Её воды с древности использовали в кожевенной, деревообрабатывающей, скотобойной и сахарной промышленности, в сельскохозяйственных целях, для бытовых нужд — мытья, стирки, приготовления еды, а также в качестве кладбища для кремированных и даже некремированных тел. При этом современные публикации в туристических блогах и соцсетях рассказывают, что, несмотря на загрязнённость, священная река очищает сама себя, приписывая это волшебное свойство то её духовной силе, то способности удерживать кислород. СМИ же называют реку «убийцей» и «смертельной для человека».
Ганг, третья по водоносности река в мире, уступающая лишь Амазонке и Конго, протекает на территории Индии и Бангладеш. Её исток находится в Западных Гималаях, на леднике Ганготри, далее река течёт на юго-восток, проходя через Индо-Гангскую равнину, и впадает в Бенгальский залив. В индуистской мифологии Ганг считается небесной рекой, спущенной на землю. Легенды сообщают, что река течёт в трёх мирах: небесном (высокогорный исток), земном и подземном. Мифы также называют реку воплощением богини Ганги — по одной из версий, дочери Брахмы. Индуисты верят, что омовение в священной реке способно смыть грехи и болезни, а упокоенная в реке душа погибшего освобождается из колеса сансары. Самым лучшим местом для ухода на тот свет индусы считают город Варанаси. Туда приезжают умирать больные и старики, а родственники привозят тела своих близких. Считается, что в Маникарника-гхате — самом популярном месте кремации — огонь не потухал уже больше тысячелетия. Однако кремация в Варанаси стоит немалых денег, поэтому тела, не оплативших её, а также незамужних девушек, детей и беременных женщин с привязанным грузом просто опускают на дно реки.
Ганг называется второй по загрязнённости реке в мире, уступая только Читаруму на индонезийском острова Ява. По подсчётам The Economist, из-за инфекций желудочно-кишечного тракта, вызванных патогенами из реки, ежедневно погибает тысяча детей. ВОЗ приводит немного другую цифру: за 30–40% смертей от кишечных инфекций в регионе ответственны именно воды священной реки. В них обнаружены возбудители холеры, дизентерии, гепатита, амёбиаза, шигеллеза, патоген Schistosoma mansoni и фекальные энтеробактерии. Воду рядом с городом Варанаси описывают как «коричневый суп из экскрементов и промышленных стоков». В этом районе в пробах выявлено около 600 способных к размножению фекальных энтеробактерий, в то время как пороговая допустимая норма в 120 раз ниже.
История исследования микробиологического состава Ганга набирает обороты вместе с пониманием бактериальной природы заболеваний. Доктор Эрнест Ханкин, учившийся и работавший под руководством Роберта Коха и Луи Пастера, в 1892 году отправился в Индию. Там он занялся изучением холеры и опроверг теорию миазмов, продемонстрировав научному сообществу холерного вибриона, открытого в 1883 году Робертом Кохом. Сравнивая пробы воды в разных районах, он заметил интересный факт: река Джумна — приток Ганга у города Агра — содержала 100 000 холерных вибрионов в 1 см3, в то время как на 5 км ниже по течению не было ни одного активного возбудителя, а только около 100 зародышей. Тогда Ханкин предположил, что воды содержат какой-то микроорганизм, убивающий бактерии.
Уже в XX веке микробиолог Феликс д’Эрелль выделит его и назовёт бактериофагом, то есть «поедателем бактерий». В 1928 году учёный приехал в Индию в самый разгар вспышки холеры. Он выделил бактериофаг из фекалий выздоравливающих людей. Без особых бюрократических проблем д’Эрелль получил разрешение применять бактериофаг на людях. Лекарство показало прекрасные результаты: из 70 больных, получивших лекарство, умерли лишь шестеро, в то время как в контрольной группе, состоявшей из 240 заболевших, скончалось 143 человека. В записной книжке микробиолог писал: «В местностях широкого распространения холеры бросается в глаза определённое количество сёл, где не было ни одного случая холеры, и там бактериофаг открывался в колодезной воде, у мух, в испражнениях здоровых людей. В сёлах, где эпидемия начиналась, бактериофаг не был обнаружен». Позже учёные не раз обнаруживали в водах Ганга значительные колонии бактериофагов, которые, по сути, сдерживали развитие патогенных бактерий. При этом бактериофаги не являются уникальными обитателями индийской реки. По последним данным, они есть в почве, пресной и солёной воде, других живых организмах. Общая численность бактериофагов на нашей планете составляет 1031, а их вес — около 109 тонн.
Также учёные сообщают, что воды Ганга способны к удерживанию большого количества кислорода, что может как-то влиять на самоочищение, однако объяснить, чем это обусловлено, пока точно не могут. National Public Radio в 2010 году сообщило, что возбудителей холеры и дизентерии в реке стало значительно меньше.
Власти страны и некоммерческие организации устраивают различные кампании по очистке реки, однако значительных результатов пока достичь не удалось. Эксперты говорят, что понадобится несколько десятилетий активных действий, чтобы воды стали достаточно безопасны для человека.
Таким образом, в водах индийской реки Ганг действительно содержатся микроорганизмы, контролирующие численность бактерий — возбудителей инфекций. При этом они не являются уникальными и способны лишь контролировать популяции патогенов, а не полностью очищать от них воду.
Неправда
Почитать по теме: