Правда ли, что употребление ГМО-продуктов может изменить ваш генетический код?

Многие люди серьёзно обеспокоены, что употребление в пищу генно-модифицированных продуктов способно изменить их ДНК, и поэтому ищут в супермаркетах только продукты с маркировкой «не содержит ГМО». Мы решили проверить, обоснованны ли их опасения.

Подобным вопросом регулярно задаются пользователи в интернете, о потенциальном вреде ГМО вещают блогеры и отдельные СМИ. Эксплуатируя эти страхи, некоторые недобросовестные производители не только продуктов, но и косметических средств и даже презервативов размещают надпись «Без ГМО» на своей продукции и за счёт этого увеличивают на неё цены. По данным соцопросов, люди действительно готовы переплачивать за подобные продукты, при этом на вопрос «обычные растения: картофель, помидоры и т. п. — не содержат генов, а генетически модифицированные растения содержат» правильно отвечали лишь 29% в 2009 году, в 2018 году этот процент поднялся до 42.

Первый генно-модифицированный (ГМ) продукт создал в 1972 году Пол Берг на базе Стэнфордского университета, за что в 1980-м получил Нобелевскую премию. В 1983 году в Институте растениеводства в Кёльне вывели ГМ-табак, устойчивый к вредителям, а в 1988-м была посажена первая ГМ-кукуруза.

Технология генной модификации заключается в том, что в организм (в описанных случаях растений) «подсаживается» ген другого организма, заставляя первый вести себя особым, запрограммированным учёными образом — например, активно плодоносить, давать больше молока или быстрее расти. До расцвета генных технологий человек годами отбирал и скрещивал виды, имеющие нужный признак, чтобы закрепить его в популяции, этот процесс носит название селекции и применяется и сегодня. Также в рамках селекции может проводиться гибридизация: отбирается пара видов, каждый из которых обладает полезным свойством, и путём скрещивания учёные получают потомство, обладающее обоими. Однако селекция и гибридизация имеют свои ограничения. При селекции можно культивировать и закрепить только свойство, уже имеющееся в популяции, а создать гибрид можно только из родственных организмов (например, гибрид кобылы и осла — мул). Также в ходе некоторых скрещиваний мужские особи получаются бесплодными — например, не способны к размножению гибриды львов и тигров: лигры и тиглоны.

Другая проблема селекции — вместе с желаемым признаком наследуются и нежелательные, ставящие под вопрос целесообразность дальнейшего продолжения рода этих особей. Именно поэтому шотландских вислоухих котов допустимо вязать только с прямоухими кошками и наоборот, так как наследование гена вислоухости сопряжено с неоправданно высоким риском наследования заболеваний опорно-двигательного аппарата. К тому же селекция — обычно процесс небыстрый. Необходимо проводить отбор на протяжении нескольких поколений, и если у растений это может занять несколько лет, то у животных могут потребоваться и десятки. Тут на помощь человеку и приходит генная инженерия, позволяющая как дополнять генетический код одного вида свойством другого (создание засухоустойчивой пшеницы с помощью внедрения гена скорпиона), так и проводить изменение всего в рамках одного поколения.

Лигр Геркулес-самая огромная кошка в мире! Гибрид самца льва и самки тигра.  - YouTube
Лигр Геркулес, скриншот видео

При этом даже без генной инженерии каждый живой организм (в том числе и человек) является, по сути, мутантом, так как все мы немного отличаемся от своих предков. Более того, в организме человека уже обнаружено 145 генов, унаследованных им от других видов: бактерий, эукариот, вирусов.

Мутации бывают наследственным, то есть случившиеся при передаче генного материала от отца или матери, и приобретёнными. Приобретённые включают в себя рекомбинацию и мутации, вызванные различным неблагоприятными факторами окружающей среды — мутагенами. Мутагены бывают трёх типов: химические, физические и биологические. К химическим относят широкий спектр веществ — некоторые алкалоиды, пестициды, нитраты и другие. Физические включают в себя воздействие рентгеновского, электромагнитного и гамма-излучения, а также радиоактивный распад. Биологические представлены воздействием некоторых вирусов — кори, краснухи, гриппа, антигенами микроорганизмов, транспозонами ДНК и некоторыми продуктами обмена веществ. В принципе, только разобравшись с типами мутагенов, можно сделать вывод, что ГМО не могут менять ДНК: они не содержат перечисленных химических веществ, не излучают ни ультрафиолет, ни рентген, ни гамма-лучи, а также не имеют в своём составе перечисленные вирусные частицы. 

Генетическая Модификация, Мутант, Мутация, Гибрид

Однако разберёмся с тем, как вообще взаимодействует ДНК потребляемой нами еды с нашим генетическим кодом. ДНК — это молекула, состоящая из нуклеотидов, кодирующая информацию о нашем организме. Свою ДНК имеет фермерское мясо и дичь, овощи с крупных хозяйств и ягода, сорванная посреди тайги. По подсчётам учёных, в растительных и животных клетках содержится около 30 000 генов. При термической обработке большая часть из них уничтожается, однако даже съеденные сырыми овощи не могут передать нам свою ДНК и сделать нас немного овощем. Те ДНК и белки, что поступают в наш организм, почти полностью расщепляются в процессе пищеварения с помощью ферментов, превращаясь в привычные нам органические молекулы. Однако, как выяснили учёные, часть генетического материала еды (не обязательно генно-модифицированной) — не целая ДНК, а несколько сотен пар оснований — может остаться в организме и даже помогать ему. Так, микроРНК типа MIR168a, содержащаяся в рисе, связанная с транспортировкой холестерина и его расщеплением в печени, способствует защите человека от атеросклероза. ВОЗ подтверждает: потребление ГМ-еды абсолютно безвредно для человека, не зафиксировано ни одного нежелательного для здоровья эффекта.

При этом генная терапия имеет огромный потенциал в лечении заболеваний, ранее считавшихся неизлечимыми. Необходимый ген вводится человеку, заменяя собой неисправные. На этом принципе построен препарат Zolgensma, излечивающий спинальную мышечную атрофию, препарат от гемофилии, трансгенная кожа, помогающая пациентам с буллёзным эпидермолизом, а также несколько лекарств-разработок от разных видов рака. То есть генно-модифицированные люди уже существуют среди нас.

Таким образом, утверждение, что «мы то, что мы едим» верно лишь в метафорическом смысле. Отведав генно-модифицированного на устойчивость к морозам картофеля, мы не станем ни более морозоустойчивыми, ни тем более не мутируем в картофель. ГМ-еда содержит несколько изменённых или дополнительных последовательностей ДНК, которые с помощью пищеварительных ферментов в нашем желудке превращаются в обычные питательные вещества.

Фейк

Неправда

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. Можно ли создавать генетически модифицированных детей?
  2. Смерть от ГМО: как российские СМИ на старый фейк попались

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: