Правда ли, что Чаушеску запретил в Румынии игру скрэббл как «чрезмерно интеллектуальную»?

Согласно популярной в Сети информации, в конце 80-х диктатор Румынии Николае Чаушеску наложил запрет на популярную настольную игру, аргументировав это её сложностью и подрывным характером. Мы проверили, правдива ли эта легенда.

Чаще всего проверяемое утверждение можно встретить в различных подборках странных запретов по всему миру. Вот что сообщается в одной из них на сайте MyDutyFree: «Ещё в 1980-х годах румынский президент Николае Чаушеску официально запретил настольную игру "Скрабл" (англ. Scrabble), назвав её "чрезмерно интеллектуальной" и приравняв к разрушительному злу. Удивительно, что этот запрет действует и по сей день».

Аналогичную информацию можно встретить на множестве российских и украинских сайтов: «Пикабу», «Рамблере», Vokrugsveta.ua, Traveltime.km.ua. Туристический раздел сайта Delfi.ee, в свою очередь, сообщает, что запрет продлился недолго. Популярна эта информация и на Западе, где её приводят такие издания, как Daily Mail, National Geographic Traveller, а также авторы книг «Краткая история политики», «Убийца свободного времени», «Совершенно дурацкие факты о современной истории», «Колоссальный читатель» (2008). А в одном издании 1994 года сообщается, что Чаушеску, помимо скрэббла, запретил также бейсбол, бридж, боевые искусства и хоккей на траве.

Настольная игра скрэббл, суть которой — в составлении слов из имеющегося набора букв на специальной доске, покорила США ещё в середине прошлого века, после чего начала своё победное шествие по миру. В конце 1962 года в советском журнале «Неделя» она была описана под названием «Словомёт». В 1968 году, после адаптации под особенности русского языка, правила игры «Крестословица» (такое название она получила на этот раз) вышли в журнале «Наука и жизнь», а в 1980-е набор для игры уже под торговой маркой «Эрудит» попал в сотни тысяч советских квартир, став для многих людей любимым развлечением, которое остаётся популярным и в наши дни.

История румынской версии скрэббла ведётся с 1 февраля 1982 года, когда инженеры Щербан Теодору и Йоан Комэнеску, адаптировавшие игру для родного языка, дали старт двухлетней серии тематических статей с задачами в журнале Știință şi Tehnică («Наука и техника»). Однако центром движения любителей игры в Румынии стало не это издание, а журнал Flacăra-Rebus. В середине 1980-х в стране начали проводиться первые соревнования и лагеря по скрэбблу, появились рейтинги игроков (насчитывавшие до 500 человек), шоу на радио, начали выходить специализированные книги и словари.

Участники первых соревнований по скрэбблу в Румынии (1984–1985 годы)

В 1987 году скрэббл был официально признан видом спорта, а соответствующая руководящая структура вошла в Румынскую шахматную федерацию. 26 января 1990 года появилась уже отдельная Румынская федерация скрэббла при министерстве спорта. По данным румынских исследователей, на 1989 год в стране было продано суммарно около миллиона (!) наборов скрэббла, а число официально зарегистрированных клубов любителей игры составляло около 60. Иными словами, Румыния в год расстрела Николае Чаушеску определённо болела скрэбблом.

Откуда же тогда взялась информация о запрете? Мог ли Чаушеску наложить вето на игру в течение последних месяцев или дней своей жизни? О сложных отношениях семьи румынского лидера с интеллигенцией и интеллектуалами написано многое, поэтому подобный его поступок в момент, когда расхождения с обществом достигли критической отметки, полностью исключить нельзя. После того как в мае 2011 года очередную мировую волну новостей о странном запрете подняла публикация в Daily Mail, румынские журналисты попытались разобраться в легенде, связавшись с Штефаном Паллом, первым президентом Румынской федерации скрэббла (1990–1992), который и в XXI веке возвращался на этот пост. Палл заявил, что запрет скрэббла в Румынии при коммунизме — это не более чем городская легенда. Он подтвердил, что Чаушеску отрицательно относился к развитию интеллекта через игры, однако при этом никогда не запрещал скрэббл, хоть и не давал добро на его финансирование.

Тем не менее, по словам Палла, это была эпоха, когда любое собрание по крайней мере троих интеллектуалов могло привлечь внимание Секуритате — румынского аналога КГБ. Сотрудники службы регулярно внедрялись в круги любителей скрэббла, после чего докладывали о своих наблюдениях начальству. Понимая это и пытаясь предотвратить возможные проблемы с законом, румынские любители скрэббла нередко занимались самоцензурой.

Многие носили при себе списки слов, использовать которые крайне не рекомендуется. Например, если из имеющихся у вас букв можно было составить слово nazist («нацист»), то об этой мысли можно было сразу забыть. Возникали и забавные моменты. В частности, в игре, приуроченной к крупному социалистическому празднику (то ли к Национальному дню Румынии, то ли к Первомаю), в какой-то момент можно было выложить достаточно выигрышное по очкам слово ciomaguri. Однако судьи посовещались и постановили, что выложено должно быть непременно слово Omagiu («оммаж») — название серии регулярных мероприятий, посвящённых президенту и его супруге. Однако подобные примеры, типичные для тоталитарного социалистического общества, явно не подпадают под категорию «запрет».

Таким образом, история о запрете румынской версии игры скрэббл со стороны Николае Чаушеску на поверку оказывается вымыслом.

Фейк

Фейк

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:
1. Первые годы скрэббла в Румынии (на румынском языке)
2. Разрушая миф: скрэббл, запрещенный Чаушеску (на румынском языке)

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: