Распространено убеждение, что характеристика, которую нередко дают жёстким руководителям, происходит от фамилии одного из организаторов Большого террора. Мы проверили достоверность этой версии.
Николай Ежов возглавлял Народный комиссариат внутренних дел в 1936–1938 годах. На это время пришёлся пик массовых репрессий, в советской историографии называемый ежовщиной. Всего за три года было арестовано около 1,7 млн человек, более 1,3 млн из них осудили, в том числе примерно 700 000 расстреляли. Самого Ежова по обвинению в шпионаже и организации заговора против советской власти в 1939 году арестовали, а в 1940-м — казнили. В реабилитации главы НКВД уже в постсоветское время его наследникам было отказано.
О связи жесточайших репрессий под руководством Ежова и выражения, означающего строгий контроль над кем-либо или чем-либо, нередко рассказывают в соцсетях. Например, о таком происхождении фразы сообщают довольно популярные паблики «ВКонтакте», пользователи Facebook и Twitter. Иногда в более аккуратных формулировках эту версию транслируют и СМИ. Так, «Экспресс-газета» утверждает, что «выражение "ежовые рукавицы" вошло в повседневный язык благодаря имени Николая Ежова».
Николай Ежов родился в 1895 году, его партийная и государственная деятельность пришлась на 1930-е годы. При этом выражение «держать в ежовых рукавицах» фиксируется в текстах как минимум за сто лет до этого, в первую очередь в художественной литературе. Самый известный пример — «Капитанская дочка», написанная в 1836 году.
В повести Пушкина Гринёв приезжает к другу своего отца, генералу Андрею Карловичу. Гринёв передаёт ему письмо, в котором его отец просит боевого товарища «держать в ежовых рукавицах» сына и «не давать ему воли». Таким образом, ещё в первой половине XIX века интересующее нас выражение не просто существовало, но и имело привычное нам значение. Судя по всему, оно было довольно популярно — например, его использовали в своих текстах Тургенев, Гоголь и другие классики середины позапрошлого столетия.
Специалисты по фразеологии, впрочем, прослеживают историю выражения «держать в ежовых рукавицах» ещё глубже. Так, в XVIII веке существовала схожая по смыслу пословица «ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься». Владимир Даль в сборнике «Пословицы русского народа», впервые изданном в 1862 году, приводит похожую поговорку: «Ежовая голица учить мастерица». Собственно ежовые рукавицы, или голицы, — это народное название перчаток без подкладки и меха, которые использовали для защиты от повреждений при работе. Поймать ежа в них, разумеется, тоже было не так сложно.
Вероятно, связанная с Ежовым этимология выражения «держать в ежовых рукавицах» появилась из-за плаката Бориса Ефимова «Стальные ежовы рукавицы». Изображённый на них нарком давит рукой в перчатке змей, символизирующих «троцкистко-бухаринско-рыковских шпионов, вредителей, диверсантов». Спустя полвека после публикации плаката Ефимов вспоминал историю его создания: «Она (фамилия Ежов. — Прим. ред.) так здорово сочеталась с исконным русским присловьем "держать в ежовых рукавицах", что нескольких редакторов одновременно осенила идея соответствующего "дружеского шаржа"».