Многие слышали о феномене лягушки в кипятке: если бросить лягушку в кипящую воду, она выпрыгнет, но, если поместить её в холодную воду, которую постепенно нагревать, лягушка будет адаптироваться к растущей температуре, пока не сварится заживо. Мы проверили, соответствует ли это утверждение действительности.
Синдром лягушки в кипятке стал метафорой для описания бездействия людей в проблемных ситуациях: если ситуация ухудшается постепенно, каждое небольшое ухудшение воспринимается без протеста, таким образом приводя к катастрофическим последствиям. Политические деятели используют этот термин как метафору постепенного закручивания гаек и приучения общества к «новой нормальности». Психологи описывают этим термином процесс постепенного эмоционального выгорания. Экологи таким образом объясняют, почему из-за участившихся погодных аномалий люди все менее остро реагируют на изменения климата. Упоминания синдрома лягушки в кипятке часто встречаются в СМИ, научных публикациях, соцсетях и блогах.
В XIX веке сразу несколько учёных провели эксперименты по наблюдению за реакцией лягушек на медленно нагревающуюся воду. В 1869 году это сделал немецкий физиолог Фридрих Гольц, которого интересовало местонахождение у лягушек души. Учёный нагревал резервуар с водой с помещёнными в него двумя лягушками: одной здоровой, а другой — обезглавленной, так как именно в голове, по предположению Гольца, находилась душа.
Для справки: в лабораторных условиях лягушки могут жить без головы так же долго, как и с головой. В дикой природе такое животное обречено: хотя спинной мозг и отвечает за двигательные функции, при отсутствии головного мозга и органов зрения лягушка не способна принимать жизненно важные решения и избегать опасности. А в лабораторных условиях учёные помогают поддерживать жизнедеятельность обезглавленного животного.
В течение десяти минут Гольц нагрел воду с 17,5 до 56 °C. Здоровая лягушка начала искать выход из закрытого резервуара при температуре 25 °С, а при 42 °С погибла. Лягушка без головы почти не шевелилась, пока температура воды не достигла 56 °С, после чего сделала несколько судорожных движений и тоже умерла. В 1873 году Майкл Фостер подтвердил выводы Гольца о том, что здоровые лягушки выпрыгивают из воды, когда температура поднимается выше 30 °C. Тем не менее в обоих экспериментах вода нагревалась слишком быстро — 3–4 °C в минуту.
В 1897 году Эдвард Уилер Скрипчер резюмировал результаты существующих на тот момент экспериментов по нагреванию воды с лягушками: «Живая лягушка действительно может погибнуть без попыток выбраться, если нагревать воду очень медленно. В эксперименте, в котором температура повышалась со скоростью 0,002 °C в секунду в течение двух с половиной часов, лягушка умерла, так и не пошевелившись».
Последующие эксперименты отличались от первых двух скоростью нагревания воды. Эксперименты Хайнцмана в 1872 году показали, что если нагревать воду достаточно медленно (менее 0,2 °C в минуту), то лягушки не предпринимали попыток выпрыгнуть и умирали примерно при 37–39 °C. В 11 из 14 совершённых опытов Хайнцмана у лягушек был удалён мозг. Но и в остальных трёх опытах на здоровых лягушках, где скорость нагревания была снижена ещё в несколько раз, животные тоже погибли без попыток спастись. Эти же выводы подтвердили опыты Фратшера, проведённые в 1875 году.
Современные учёные оспаривают выводы своих предшественников. В 1995 году биолог из Гарвардского университета Дуглас Мелтон сказал: «Если вы поместите лягушку в кипящую воду, она не выпрыгнет. Она умрёт. А если будете нагревать воду постепенно, лягушка выпрыгнет, как только вода станет некомфортно горячей, она не будет сидеть неподвижно ради вашего эксперимента». Куратор отдела рептилий и амфибий Национального музея естественной истории (США) Джордж Цуг в статье «Как насчёт того, чтобы в следующий раз сварить консультанта» также заявил, что «если у лягушки есть возможность выбраться, она обязательно выберется», а вот если бросить её в кипяток, скорее всего, лягушка ошпарится и погибнет от ожогов.
В 2002 году Виктор Х. Хатчисон, зоолог из Университета Оклахомы, исследовавший тепловые процессы амфибий, сказал, что «легенда абсолютно ложна». По его мнению, современные исследования чётко определили критический тепловой максимум для многих видов лягушек: при нагревании воды примерно на 1 °C в минуту лягушка становилась всё более активной, пытаясь выбраться из воды, и в конце концов выпрыгивала, если у неё была такая возможность. Но ни один из этих современных учёных — Мелтон, Цуг или Хатчисон — не воспроизводил эксперимент с чрезвычайно медленным нагревом, который описывали Хайнцман или Скрипчер. Либо проводил, но не признался в этом из-за значительно изменившихся с позапрошлого века научных этических стандартов.
Таким образом, можно сделать вывод, что утверждение о лягушке в кипятке верно, но лишь в случае очень медленного нагревания либо если у подопытного животного удалён мозг.
Полуправда
Почитать по теме: