Правда ли, что в XIX веке французы использовали гречку только как корм для скота?

В блогах часто встречается история о якобы произошедшем диалоге императора Александра III с французским послом. Если верить этому рассказу, дипломат, увидев среди блюд гречку, удивился и заметил, что во Франции ей кормят только скот. Мы решили проверить, насколько правдоподобна такая история.

Рассказ о пикировке русского императора и французского дипломата регулярно встречается в блогах. Французский посол на одном из приёмов спрашивает у Александра III: «Ваше Величество, это правда, что у вас в России гречку едят?» «Да, правда, а что?» — говорит император. «А у нас во Франции эту гадость только скотине дают». Александр III, почесав затылок, спрашивает у посла: «Мосье, это правда, что у вас во Франции лягушек едят?» — «Да, а что?» — «А у нас в России эту гадость даже скотина не ест». Во «ВКонтакте» пост под заголовком «Переиграл и уничтожил» прочитали 574 000 человек и поставили лайк 10 000 человек. В одном из блогов в «Дзене» эта история набрала 23 000 просмотров. В Facebook в сообществе «Из России с любовью» записью поделились более 500 подписчиков, Этот рассказ появлялся и в блогах на радио «Спутник».

Первое упоминание гречихи как сельскохозяйственной культуры встречается во французских источниках в 1460 году: её выращивали в деревне Понтобо на северо-западе нынешней Франции. Затем количество упоминаний растёт: в 1497 году о гречихе пишут в хрониках города Ренн, называя её «чёрной пшеницей». Об этом пишет историк Мишель Нассьер в своей работе «Распространение "чёрной пшеницы" во Франции в Новое время». Поначалу гречиху выращивали преимущественно в Бретани, затем эта сельскохозяйственная культура к середине XVI века приобрела популярность и в других регионах запада Франции. Гречихой засевали не самые плодородные земли, там, где не росла пшеница.

Поначалу речь шла о корме для скота. Исследователь приводит отрывок из хроник, в которых каноник Ле-Мана рассказывает, как горожанам удалось спастись в 1546 году от голода, выпекая хлеб из желудёвой и гречневой муки. Но к 1700 году гречневая мука входит в повседневный рацион жителей нескольких французских регионов. Главная причина — неприхотливость этой культуры. Из гречихи получалось столько же муки, сколько из ржи, и значительно больше, чем из овса и ячменя.

Тёмным цветом заштрихованы области посева гречихи во Франции к 1700 году.

В работе Нассьера приводятся цены на зёрна гречихи — в XVII веке она значительно дороже овса, и потому, полагает исследователь, становится очевидным, что её покупают для себя, а не для скота. Историк Жан Мейер в книге «Бретонская знать XVIII века» пишет, что выращивание гречихи — одна из ключевых причин экономического подъёма Бретани в XVIII веке. В более плодородных провинциях Франции гречиху действительно сеяли для того, чтобы кормить скот, пишет историк Изабель Вуэтт. При этом она уточняет, что речь идёт не о зёрнах, а о сене, оставшемся после покоса. Агроном XIX века Гюстав Эзе упоминает гречиху в своей книге «Кормовые растения». Но употребление зёрен гречихи в пищу людьми к XVIII веку более распространено.

Редко, но встречается самый привычный для России способ употребления зёрен в пищу: варить, залить молоком, добавить сливочное масло. Подобную рекомендацию, относящуюся к 1795 году, приводит Изабель Вуэтт. Но чаще всего в Бретани гречку перемалывали ручными мельницами, затем пекли из неё galettes — пресные лепёшки, похожие на блины.

Ручная мельница для гречневой муки, Бретань

К концу XVIII века пшеничная мука начинает вытеснять остальные зерновые из повседневного рациона — об этом, в частности, писал Фернан Бродель в первом томе своего труда «Материальная цивилизация, экономика и капитализм», называя происходящее «революцией белого хлеба». Но в Бретани и отдельных населённых пунктах других регионов страны гречневая мука и продукты из неё остаются неотъемлемой частью жизни. В 1862 году в ежедневный рацион жителя города Гленик на юге Франции (провинция Аквитания) входит 500 г гречневых лепёшек, 1 кг ржаного хлеба, литр супа, пол-литра молока, 250 г овощей и 125 г сыра.

Бретонская семья готовит гречневые лепёшки. Открытка начала ХХ века

Посевные площади гречихи резко уменьшаются только в XX веке — к 1955 году площадь, занимаемая этой сельскохозяйственной культурой, уменьшилась до 10 000 га. Однако бретонские гречневые блины (лепёшки) во второй половине XX века стали частью культурного и гастрономического наследия региона.

Таким образом, утверждение, что во Франции в XIX веке гречку «давали только скотине» неверно. В провинции Бретань и в некоторых отдельных городах Франции зёрна гречихи употреблялись в пищу с XVII века и считались важной частью рациона.

Неправда

Что означают наши вердикты?


Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: