В блогах и на сайтах, посвящённых кино, часто можно встретить историю о том, что режиссёр Фрэнсис Форд Коппола для большей правдоподобности в качестве реквизита использовал не бутафорскую, а настоящую лошадиную голову. Мы решили проверить, соответствует ли это утверждение действительности.
Рассказ о кровавых съёмках «Крёстного отца» встречается в СМИ: например, на сайтах «Газета.ru» и Newsru.com. Также он есть и в соцсетях — например, в LiveJournal, «Дзене» и Pikabu. Утверждается, что в знаменитой сцене, когда кинопродюсер после угроз от мафиозного клана Корлеоне обнаруживает в своей постели отрубленную голову любимой лошади, использовалась настоящая голова животного.
Сцена с головой лошади в «Крёстном отце» давно считается классической: безупречной по своей драматургии, монтажу и воздействию на зрителя. По сюжету представитель семьи Корлеоне упрашивает кинопродюсера Джека Вольца оказать мафиозному клану услугу. Тот отказывается, а следующей ночью просыпается в собственной кровати в окровавленном одеяле и через мгновение обнаруживает рядом отрубленную голову своего любимого призового скакуна по кличке Хартум.
Эта сцена есть и в романе Марио Пьюзо, по которому снят фильм. В книге она передана максимально натуралистично: «Чёрная шелковистая голова Хартума стояла посреди лужи крови. По полу тянулись белые сухожилия, морда была покрыта пеной, а большие, словно яблоки, глаза, которые недавно блестели золотом, теперь казались гнилыми плодами, плавающими в крови». Именно этот эпизод, по всей видимости, должен избавить читателя от иллюзий относительно методов семьи Корлеоне: «Подобная жестокость говорит о том, что здесь действовал человек, для которого не существует ни закона, ни Бога». Перед Копполой стояла та же художественная задача, но передать её режиссёру нужно было только визуальными средствами.
На протяжении долгого времени шли споры, использовал ли Фрэнсис Форд Коппола настоящую голову или же это была бутафория. В пользу первой, кровавой версии говорила репутация режиссёра: его принципиальной позицией было стремление к определённой степени правдоподобия в фильмах. Например, автомобили в том же «Крёстном отце» имели деревянные бамперы, поскольку металлические не использовались в ранние послевоенные годы, когда разворачивается действие фильма.
Все подробности стали достоянием общественности в 2001 году. К 30-летию первой части «Крёстного отца» Paramount выпустил на DVD специальное издание трилогии про семью Корлеоне (вторая часть вышла в 1974 году, третья — в 1990 году). Помимо самих фильмов, издание сопровождалось трёхчасовым рассказом о съёмках (главные открытия были тогда же опубликованы в Los Angeles Times). До этого детали раскрывались в документальном фильме «Крёстный отец: взгляд внутрь» (1990), но подробностей о сцене с лошадью там не было.
С самого начала студия Paramount убеждала режиссёра использовать поддельную лошадиную голову, он не соглашался, так как ему не понравился муляж. В итоге, рассказывает сам Коппола, голова была настоящей. Правда, лошадь и так должна была умереть, вне зависимости от планов режиссёра. Коппола отправил ассистента на скотобойню в Нью-Джерси, где из конины делали собачий корм. Ассистент выбрал лошадь, похожую на книжное описание вороного жеребца Хартума, а потом попросил, когда придёт время, отправить голову на съёмочную площадку. Работники скотобойни так и сделали, предварительно поместив лошадиную голову в коробку со льдом.
Об этой истории, впрочем, мы знаем не только со слов Копполы. Ещё в 1972 году, когда фильм только вышел на экраны, актёр Джон Марли, исполнитель роли кинопродюсера Джека Вольца, рассказывал об этом на шоу Дика Каветта. Первый же вопрос, который задал ему ведущий, — была ли голова настоящей.
Марли в ответ засмеялся и сказал, что его об этом регулярно спрашивают на улице. А потом уточнил, что Коппола привёз эту голову с фабрики собачьих консервов и положил актёру в кровать. Затем Марли снова рассмеялся — возможно, поэтому в реальность этой истории долго не верили, считая её шуткой.
Впрочем, так не считали зоозащитники. По словам Копполы, он долго получал письма от организаций по защите прав животных. Они полагали, что создатели фильма убили лошадь специально для этой сцены. Но, как выясняется, Коппола хоть и использовал настоящую голову, но никого не убивал.
Похожий скандал сопровождал позднее и другой его знаменитый фильм — «Апокалипсис сегодня» (1979). В картине есть жестокая сцена убийства буйвола c помощью мачете. Коппола позже объяснял, что на Филиппинах, где снимался фильм, местные жители собрались принести в жертву двух буйволов. Жена режиссёра, документалистка Элинор Коппола сняла убийство одного из этих животных. Сам Фрэнсис Форд Коппола решил включить в свой фильм кадры убийства второго. «Я никак не вмешивался в этот процесс, не руководил им, — говорил Коппола. — Я не стал бы убивать животное для фильма. Я не стал бы убивать кого-либо по какой-либо причине».
Таким образом, голова лошади в «Крёстном отце» была настоящей, но Коппола не убивал животное специально для своего фильма.
Фото на обложке: скриншот из фильма «Крёстный отец» (1972)