В мае 2023 года в свете новостей о передаче знаменитой иконы из Третьяковской галереи в собственность РПЦ многие говорили о ней как об одной из наиболее значимых в православии. Мы проверили достоверность таких утверждений.
15 мая 2023 года пресс-служба Московского патриархата РПЦ сообщила, что «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих» президент РФ Владимир Путин принял решение передать РПЦ икону «Троица», написанную преподобным Андреем Рублёвым и с 1929 года хранившуюся в Третьяковской галерее. 4 июня, когда православные отмечают праздник Пятидесятницы, «Троицу» доставили в храм Христа Спасителя. По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, решение (о котором, кстати, ничего не сказано на официальном сайте Кремля) было принято по «гуманитарным соображениям»: «Икона является большой святыней, которую укрывать в фондах музея не совсем соответствует чаяниям наших верующих». Действительно, в социальных сетях и на православных сайтах можно найти немало публикаций, где «Троица» названа «величайшей святыней православия», «великой святыней православной Руси» или «знаменитой православной святыней». Патриарх Московской и Всея Руси Кирилл также называл икону «великой святыней», а заметка о передаче её из Третьяковской галереи в собственность РПЦ на сайте государственного агентства «РИА Новости» и вовсе озаглавлена «Главная русская святыня возвращается домой».
Прежде всего нужно отметить, что в широком смысле в православном (равно как и в католическом) богословии под иконой (греч. εἰκών — «образ») понимается любое изображение священных для христиан персон, событий или объектов. Догмат об обязательности почитания икон для христиан был принят в 787 году на Никейском соборе, считающемся седьмым Вселенским. Наряду с широким в православии существует и более узкое понимание иконы, когда объектом почитания становится «специфический образ, определяемый своим содержанием и назначением, выражающий единство веры, жизни и художественного творчества». Поэтому всякое изображение, отвечающее этим критериям, для православного верующего — святыня. При этом иконы находятся не только в храмах, но и дома у верующих, в разных учреждениях, публичном пространстве (например, над воротами), что церковь, как правило, даже поощряет.
Начиная со Средних веков в христианстве получило распространение почитание и конкретных икон как чудотворных — помогающих исцелиться от болезни или иным образом помочь человеку. Такие иконы почитались особо, им посвящали праздники, в их честь составляли особые богослужебные тексты и устраивали торжественные процессии, крестные ходы.
Отвечает ли этим, более узким критериям почитаемой святыни рублёвская «Троица»? Судьба этого произведения неразделима с фигурой его автора. Монах-иконописец Андрей Рублёв, умерший, вероятно, в 1430 году в московском Андрониковом монастыре, вскоре стал восприниматься как наиболее выдающийся и авторитетный из своих русских коллег. Этому способствовало, в частности, постановление Стоглавого собора 1551 года о том, что «писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андреи Рублёв и прочий пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица». Однако точный перечень работ знаменитого иконописца не был известен, а о том, что его кисти принадлежит икона из местного чина собора Троице-Сергиева монастыря, впервые сообщается лишь в анонимном тексте «Сказание о святых иконописцах» (конец XVII — начало XVIII века). В том же источнике «чудотворными» названы все иконы Рублёва, но «Троица» никак специально не выделена.
В первой сохранившейся описи имущества Троице-Сергиева монастыря (1641–1642 годы) икона упоминается на почётном первом месте, но об авторстве Рублёва при этом ничего не сказано. Наиболее подробно авторы описи остановились не на самом образе, а на драгоценном окладе, пожертвованном в самом конце XVI века Борисом Годуновым взамен предыдущего оклада, изготовленного по приказу Ивана Грозного в 1575 году. Хотя в описи «Троица» трижды названа «чудотворным образом», никаких примеров чудес не приведено. Показательно, что в драгоценном «плаще», который царь Василий Шуйский пожертвовал Троицкому монастырю в 1610 году, успешное отражение недавней осады обители поляками приписано «молитве чудотворца Сергия», а не заступничеству иконы.
С XVIII века по указанию начальства РПЦ, боровшегося с суевериями, все «иконы, оглашаемые чудотворными», подлежали исследованию и регистрации. В отношении рублёвской «Троицы» таких мер не проводилось: её не носили на массовых крестных ходах, подобно образам Богородицы — например, Курской Коренной, крестный ход с которой запечатлён на картине Ильи Репина. Никогда не существовало в церковном календаре особого праздника, посвящённого «Троице», в отличие от многих богородичных икон.
Интерес к иконе из Троице-Сергиевой лавры, как показал в специально посвящённой этому вопросу статье историк Левон Нерсесян, возник лишь в середине XIX века, причём не в религиозном, а в историческом контексте — писатели-славянофилы стремились найти в отечественной истории фигуры, сравнимые с мастерами европейского Ренессанса. Восторженное описание «Троицы» оставил в 1850 году Степан Шевырёв, который, впрочем, не мог видеть её подлинный облик: письмо Рублёва было скрыто массивным окладом и слоями живописных «записей» и «поновлений» XVII–XIX веков. По-настоящему широкую известность икона получила лишь после первой попытки её реставрации художником Василием Гурьяновым, который, впрочем, не постеснялся просто дописать плохо сохранившиеся фрагменты. Соответствующее научным стандартам восстановление произведения Рублёва было сделано только после революции: в 1918–1919 годах, а затем в 1926 году. После выселения монахов из лавры в 1920-м икона по-прежнему находилась в основном в Троицком соборе, который стал частью историко-художественного музея, а в 1929 году была передана в Третьяковскую галерею. На волне интереса к русской истории в сталинский период в 1947 году Андроников монастырь был объявлен «историко-архитектурным заповедником имени русского художника Андрея Рублёва». Хотя дата рождения иконописца неизвестна, в 1960 году с большим размахом отмечалось его 600-летие, и в Третьяковке прошла большая выставка древнерусского искусства, гвоздём которой стала именно «Троица». Именно под влиянием этих событий у молодого режиссёра Андрея Тарковского возникла идея снять о знаменитом иконописце фильм, окончательно закрепивший «Троицу» в качестве главного символа древнерусской культуры и русского православия.
С конца 1990-х годов на волне возрождения общественного влияния церкви начались разговоры о временном или постоянном возвращении иконы Рублёва в лавру. Тогда удалось договориться о компромиссе: с 1997 года образ на праздник Пятидесятницы (Троицы) выставляли в домовом храме Третьяковской галереи, церкви Николая Чудотворца в Толмачах, где ей могли поклониться все желающие. Показательно, что эти события не вызывали большого резонанса и какого-то исключительного ажиотажа, сравнимого, например, с выставлением в 2011 году в храме Христа Спасителя предполагаемого Пояса Богородицы.
Подведём итоги. Андрей Рублёв очень рано заслужил репутацию выдающегося иконописца, но «Троицу» никак не выделяли из других его работ (как подлинных, так и приписанных ему ложно). Икона была важной местной реликвией Троице-Сергиева монастыря, не в последнюю очередь благодаря многочисленным подношениям, которые делали ей русские цари начиная с Ивана Грозного. В отличие от образов Богородицы (Владимирской, Иверской, Казанской, Курской Коренной и др.), она никогда не имела особого дня чествования в церковном календаре, особых ритуалов почитания (крестных ходов) и текстов с описаниями конкретных чудес, якобы произошедших по молитве «Троице». В синодальный период РПЦ (1721–1917), когда чудотворные иконы подлежали обязательной регистрации, «Троица» в их число не включалась. Статус главного символа древнерусского искусства и русского православия она приобрела в ХХ веке благодаря научным реставрациям, открывшим её изначальный облик, а также популяризации фигуры Андрея Рублёва как великого русского художника. Утверждать о том, что «Троица» имеет большее значение как объект религиозного поклонения, нежели как исторический памятник или художественный шедевр, как минимум серьёзное преувеличение.
Фото на обложке: Софья Багдасарова / Wikimedia Commons
Большей частью неправда
- Правда ли, что «Чёрный квадрат» Малевича много лет провисел в Третьяковке вверх ногами?
- Правда ли, что патриарх Кирилл – это инсценировавший свою смерть авторитет Япончик?
- Правда ли, что папа Франциск оскорбился, получив в подарок от Зеленского «сатанинскую икону»?
- Правда ли, что англиканская церковь планирует рассмотреть идею гендерно-нейтрального Бога?