Правда ли, что Достоевский был педофилом?

Распространён слух, что русский классик испытывал сексуальное влечение к маленьким девочкам. Мы решили проверить, насколько обоснованны подобные обвинения.

В последние годы одним из основных популяризаторов точки зрения, что Достоевского привлекали несовершеннолетние, стал публицист Александр Невзоров. Например, 30 июня 2023 года в своём Telegram-канале он сообщил, что РПЦ якобы предложила «изъять из продажи» игрушки в виде героев американских комиксов и заменить их «фигурками Суворова и Достоевского». Хотя РПЦ не выдвигала подобной инициативы, а лишь в лице главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды поддержала идею Ассоциации производителей детских товаров и услуг о создании игрушек, «пропагандирующих многодетность», Невзоров прокомментировал новость так: «Игрушка "Достоевский" будет неполной без прилагающегося к ней комплекта маленьких крестьянских девочек в легко снимающихся сарафанчиках. Ведь Достоевский ох как любил заказать себе в баньку для срамных утех "малышку-крестьянку лет пяти-семи"». Пост публициста набрал к моменту написания этого разбора более 574 000 просмотров.

Невзоров не впервые заявляет о педофилии классика русской литературы. Так, в конце 2017 года в ролике на своём YouTube-канале он комментировал новость о том, что Достоевского предложили причислить к лику святых (соответствующие сообщения СМИ за тот период «Проверено» обнаружить не удалось). «Иконописный образ нового святого, несомненно, станет хитом. Пророка Фёдора можно изобразить нагим в парилке с голенькой крестьянской девочкой десяти лет, доставленной туда для его банных забав», — рассуждает публицист на видео, набравшем 265 000 просмотров. В 2013 году в статье для «Московского комсомольца» Невзоров писал о «маленьких крестьянских девочках, которых генератору православной духовности (Достоевскому. — Прим. ред.) возили в баню для педофильских забав».

Во всех трёх случаях (хотя ими список подобных заявлений Невзорова не ограничивается) публицист ссылается на письмо Страхова; в недавнем посте в Telegram и в статье для «Московского комсомольца» уточняется, что это биограф Достоевского, а письмо было отправлено Льву Толстому в 1883 году.

Что рассказывалось в письме Страхова?

Письмо публициста Николая Страхова к Толстому, в котором сообщалось о якобы педофильских наклонностях Достоевского, действительно существует. Автор при этом ссылается на другого современника — историка литературы и профессора Дерптского университета Павла Висковатова. «Его (Достоевского. — Прим. ред.) тянуло к пакостям, и он хвалился ими. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка», — писал Страхов. Никаких других подробностей (и уж тем более доказательств) порочных предпочтений писателя в тексте не содержалось.

Это письмо было написано в 1883 году, а впервые опубликовано в журнале «Современный мир» только в 1913-м, спустя три года после смерти Толстого и 17 лет после смерти Страхова.

Что говорят биографы и литературоведы?

Большинство исследователей, занимавшихся этой историей, склонны считать её не соответствующей действительности.

Первой рьяной защитницей честного имени писателя стала его вдова Анна Достоевская. В 1914 году она писала племяннику своего мужа: «Я никак не могу избавиться от того гнетущего состояния, в которое меня повергла клевета Страхова, это сделалось каким-то для меня кошмаром». Позднее в своих воспоминаниях Достоевская рассуждала: «Если бы Николай Николаевич был жив, я, несмотря на мои преклонные годы, немедленно бы отправилась к нему и ударила бы его по лицу за эту низость».

По инициативе вдовы писателя в 1914 году было составлено и опубликовано открытое письмо, подписанное многими известными людьми того времени, в защиту поруганного имени писателя.

Историю о растлении малолетней девочки называл вымыслом литературовед, почётный президент Международного общества Достоевского Владимир Захаров. «И "слухи", и "анекдоты" не состоятельны, они не выдерживают критической проверки фактами. Это заурядная клевета литературных врагов и недругов Достоевского», — писал он в своей работе «Проблемы изучения Достоевского», опубликованной в 1978 году.

Писатель и литературовед Игорь Волгин в книге «Родиться в России» (1991), посвящённой жизни и творчеству Достоевского, также называет историю о сексуальном контакте с маленькой девочкой оговором. «Стыдливо ликующая молва обвинит его в растлении малолетней. Деяние Николая Ставрогина, остававшееся для широкой публики неизвестным (этот эпизод Достоевского вынудят исключить из "Бесов"), будет вменено автору. Русским писателям не привыкать к оговорам. Но подобной мерзости, кажется, не удостаивался ещё никто из них», — писал Волгин.

Поэт и литературный критик Лев Оборин в 2016 году писал об этой истории как о лживой в своей колонке на портале The Question. В частности, он обратил внимание на то, что Висковатов, якобы рассказавший Страхову о пристрастиях Достоевского, не был сколько-нибудь близким знакомым писателя.

Недостоверной историю о Достоевском-педофиле считает и Сергей Кибальник, литературовед и профессор СПбГУ. В 2018 году он опубликовал статью под названием «К разгадке одной писательской диффамации: почему Н. Н. Страхов оклеветал Достоевского?», в которой предположил, что Страхов затаил обиду на Достоевского из-за того, что узнал себя в Ракитине –— не самом приятном персонаже романа «Братья Карамазовы».

Филолог, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН Лия Розенблюм предполагала, что Страхов, который после смерти Достоевского в 1881 году разбирал его архив для подготовки собрания сочинений, мог обнаружить в записной книжке писателя весьма негативный отзыв о себе. Понимая, что эта запись, как и переписка Толстого, в будущем будет опубликована, критик решился на «долгосрочную диверсию», допускает исследовательница. В итоге записную книжку опубликовали только в 1970-х годах, и более полувека считалось, что у Страхова не было мотива клеветать на Достоевского.

Обвинял ли Достоевского кто-либо ещё из современников, помимо Страхова?

Помимо «страховской» версии происхождения слуха существует ещё и «тургеневская». О ней писали, например, упомянутый выше Владимир Захаров и исследователь биографии Достоевского Виталий Свинцов. Оба считали историю о растлении девочки вымыслом, но пытались разобраться в том, по каким причинам она появилась на свет.

Вот что говорится в статье Свинцова «Достоевский и ставрогинский грех» (1995): «Слух о том, что ставрогинский сюжет для Достоевского биографичен, возник ещё при его жизни. Одним из первоисточников слуха стал Тургенев. Он рассказывал, что Достоевский сам признался ему в растлении девочки. Обрастая подробностями, слух какое-то время существовал в виде окололитературного фольклора, не выходившего за пределы узкого круга. Его первый прорыв в печать относится, видимо, к 1908 году. Несколько петербургских периодических изданий ("Петербургская газета", "Русское слово", "Русь"), обсудив попавший в поле их зрения сенсационный материал, расценили его как сплетню. Казалось, что слух о ставрогинском грехе Достоевского будет навсегда забыт. Однако в 1913 году эта история получила продолжение».

Тут стоит отметить, что ни Свинцов, ни до него Захаров не цитируют самого Тургенева (похоже, он в письменном виде заявления о педофилии коллеги не оставил), а опять-таки ссылаются на пересказы третьих лиц, что делает «тургеневскую» версию ещё менее надёжной, чем «страховская».

«Вражда особенно обострилась после написания "Бесов", где в образе жалкого Кармазинова легко угадывался Тургенев. По мнению Захарова, распространение слуха о ставрогинском грехе Достоевского и стало чем-то вроде ответного удара Тургенева. Вероятно, Тургенев неоднократно и в разных вариантах рассказывал о самопризнании Достоевского. Один из таких рассказов в деталях воспроизведен в мемуарах [писателя, журналиста и критика Иеронима] Ясинского, считавшего, что Достоевский сам виноват в циркуляции слухов о своём "сластобесии"», –— писал Свинцов.

Кто ещё верил в подлинность этой истории?

О растлении малолетней девочки как о возможном факте биографии Достоевского вскользь высказывался Зигмунд Фрейд в статье «Достоевский и отцеубийство» (1928): «Возникает вопрос — откуда приходит соблазн причисления Достоевского к преступникам? Ответ: из-за выбора его сюжетов, это преимущественно насильники, убийцы, эгоцентрические характеры, что свидетельствует о существовании таких склонностей в его внутреннем мире, а также из-за некоторых фактов его жизни: страсти его к азартным играм, может быть, сексуального растления незрелой девочки».

Кроме того, Сергей Кибальник в упомянутой выше статье писал о «многих философах и писателях, которые поверили этой клевете», включая Льва Шестова и Виктора Ерофеева.

***

Таким образом, история о Достоевском-педофиле основана на двух весьма ненадёжных свидетельствах. Первое из них — заявление публициста Страхова, ссылавшегося на устный рассказ историка литературы Висковатова, и ничем, кроме этого, не подкреплённое. Второе — слухи, которые ходили в окололитературных кругах ещё при жизни Достоевского и упоминания о которых дошли до наших дней благодаря дотошным исследователям (они, в свою очередь, этим слухам последовательно не верили).

У литературоведов есть множество версий, какие именно причины вызвали эти толки: называют и личную неприязнь Страхова и Тургенева, и излишне натуралистические описания «ставрогинского греха» в «Бесах», и возможные собственные устные заявления писателя, вызванные то ли желанием эпатировать, то ли вживанием автора в личность своего персонажа.

Что же касается реального преступления, консенсусная оценка литературоведческого сообщества вот уже много десятилетий заключается в том, что история о растлении Достоевским малолетней девочки недостоверна.

Кстати, ни в «страховской», ни в «тургеневской» версии не упоминается возраст предполагаемой жертвы Достоевского. Судя по всему, Невзоров, написавший в своей недавней публикации про «малышку-крестьянку лет пяти-семи», а ранее говоривший о «крестьянской девочке десяти лет», эти цифры просто сочинил.

Фото на обложке: Wikimedia Commons

Скорее всего, неправда

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. Arzamas Academy. Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
  2. Говорил ли Достоевский, что об уровне цивилизованности общества можно судить по его тюрьмам?
  3. Правда ли, что эксперты ООН рекомендовали легализовать педофилию?

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: