Правда ли, что на рыжеволосых людей хуже действует анестезия и обезболивание, а при операциях они более склонны к кровотечениям?

Среди врачей популярна присказка: «Бойся рыжих и своих». Медики уверены, что у рыжеволосых людей низкий болевой порог, поэтому им нужна более высокая доза анестезии, а также они более склонны к кровотечениям во время и после операций. Мы решили проверить, есть ли у такого суеверия научные обоснования. 

О страхе перед рыжеволосыми пациентами говорят многие специалисты. «Каждый офтальмолог, особенно оперирующий, сталкивается с осложнениями послеоперационного лечения. И чаще всего мы боимся лечить докторов и рыжих. Ведь рыжие волосы — индикатор мутации, спрятанной в 16-й хромосоме. Обладатели огненной шевелюры получают в наследство необычное здоровье и находятся на особом счету у врачей», — признаётся в материале «Московского комсомольца» Светлана Диордийчук из Центрального военного клинического госпиталя им. Мандрыка, входящего в структуру Минобороны РФ. Акушер-гинеколог Стас Иваха в публикации Life.ru рассказывает, что, если в операционной находится рыжеволосая пациентка, он сперва уточняет, натуральный ли у неё цвет волос: «Всё дело в том, что рыжие намного больше склонны к кровотечениям. Это я могу подтвердить однозначно. Редко когда у рыжей пациентки всё проходит гладко. Они реально кровят, чем доставляют массу неудобств во время операции». При этом, как отмечает врач, «уколов рыжие не боятся», поскольку «чувствительность от таких неприятных процедур у них снижена». «Русская служба BBC» сообщает: «Врачи знают: если по дежурству поступает больной с рыжими волосами, то, даже если он не очень тяжёл, доктор старается почаще и побольше заглядывать именно к нему. Его реакция на лекарства может быть совершенно непредсказуемой и необъяснимой. Может от небольшой боли потерять сознание». В публикации издания «Беларусь сегодня» говорится, что «анестезия и анальгетики на рыжих действуют через раз», из-за чего «анестезиологу нужно здорово попотеть, а стоматологи должны использовать очень сильные обезболивающие препараты». О склонности рыжеволосых пациентов к кровотечениям при хирургическом вмешательстве пишет и «Блокнот».

Натуральный рыжий цвет волос имеют примерно 1–2% населения Земли. Он получается, когда в организме вырабатывается много красного пигмента феомеланина и мало тёмного пигмента эумеланина. Долгое время считалось, что за рыжину отвечает исключительно определённая вариация гена MC1R, кодирующего производство белка-рецептора меланокортина 1-го типа. Однако, как показало исследование 2018 года, на самом деле эта характеристика определяется ещё восемью другими генами.

Впрочем, наиболее сильное влияние действительно оказывает MC1R. Этот ген, расположенный на длинном плече 16-й хромосомы, предположительно также связан с восприимчивостью к боли и чувствительностью к анальгетикам (препаратам, которые снимают боль) и анестетикам (медикаментам, которые обеспечивают местную или общую нечувствительность). Ещё в 2003 году учёные из канадского Университета Макгилла провели испытание наркотического анальгетика пентазоцина на мутантных мышах с вариацией MС1R, аналогичной вариации у рыжеволосых людей. Выяснилось, что такие мыши лучше отвечали на обезболивание, то есть для достижения нужного эффекта им требовалась меньшая доза препарата, чем обычным грызунам из контрольной группы. Затем исследователи протестировали анальгетик на мужчинах и женщинах с разным цветом волос. Оказалось, что рыжеволосые женщины лучше всех отвечали на препарат, а у рыжих мужчин такого эффекта не наблюдалось — им требовалась такая же доза вещества, как и блондинам или брюнетам. Учёные предположили, что вариация MC1R, придающая волосам рыжий цвет, каким-то образом связана с каппа-опиоидными рецепторами, на которые как раз и действовал проверяемый ими препарат. Однако описать точный механизм влияния исследователи затруднились.

В 2021 году объяснение повышенной чувствительности рыжеволосых к опиоидным анальгетикам предложил Дэвид Фишер из Массачусетской больницы общего профиля. Он обнаружил, что «рыжая» вариация гена MC1R у мышей приводит к тому, что их меланоциты вырабатывают меньше молекул проопиомеланокортина (POMC). Те, в свою очередь, расщепляются на гормоны, часть которых может воздействовать на опиоидные рецепторы и тем самым подавлять боль. Соответственно, чем меньше в организме POMC, тем более чувствительными становятся опиоидные рецепторы.

В 2004 году американские исследователи проверили, как действует ингаляционная форма анестетика десфлурана — препарата, используемого для введения пациента в наркоз и/или поддержания этого состояния. В эксперименте приняли участие десять рыжеволосых женщин и десять брюнеток. Глубину наркоза оценивали через стимуляцию с использованием внутрикожных игл. Выяснилось, что для поддержания наркоза рыжеволосым требовалось почти на 20% больше препарата, чем брюнеткам.

В 2005 году та же группа учёных протестировала другой популярный анестетик — лидокаин, который широко используется в стоматологии, офтальмологии, гинекологии и косметологии. Выяснилось, что женщины с рыжими волосами более восприимчивы к низким и высоким температурам, которые люди с другим цветом волос ощущают как терпимые, а применение подкожной инъекции лидокаина для них почти в два раза менее эффективно с точки зрения обезболивания. Исследователи объяснили это тем, что рецепторы меланокортина 1-го типа расположены не только на поверхности меланоцитов, где влияют на пигментацию, но и в глиальных клетках мозга, а также в околоводопроводном сером веществе — участках, отвечающих за передачу болевых сигналов в центральную нервную систему. Более низкий болевой порог в отношении холодных стимулов у рыжеволосых женщин также отметили в 2022 году исследователи, проанализировавшие выборку в более чем 25 000 человек.

Другая группа американских учёных в 2004 году изучала влияние мидазолама — обладающего седативным эффектом вещества из класса бензодиазепинов, которое используется для подготовки к анестезии при хирургических вмешательствах. Также препарат вызывает антероградную амнезию, что позволяет убрать у пациентов неприятные воспоминания, связанные с процедурой. В качестве добровольцев в эксперименте выступали 20 рыжеволосых мужчин и женщин, а также 19 человек с другим цветом волос. Исследователи ввели испытуемым препарат методом инфузии и оценили их поведение. Обнаружилось, что у пациентов с рыжими волосами седативный эффект мидазолама был значительно менее выражен.

В 2011 году датские учёные отметили, что рыжеволосые и светлокожие женщины имеют более высокий болевой порог в отношении некоторых стимулов. Исследователи пригласили 40 добровольцев: 20 рыжеволосых женщин и 20 — со светлыми или тёмными волосами. Болевую чувствительность испытывали двумя способами: наносили на кожу крем с 0,075% капсаицина (алкалоида, который содержится в остром перце и вызывает чувство жжения) и кололи булавками. Выяснилось, что по итогам обоих тестов рыжеволосые женщины испытали меньший дискомфорт.

Результаты других исследований, впрочем, не свидетельствуют о каких-либо различиях в толерантности к боли между рыжеволосыми и другими людьми. В 2012 году австралийские учёные изучили отчёты об операциях на 468 пациентах, из которых 32 были рыжеволосыми. Часть из них, что примечательно, получила для анестезии уже упомянутый десфлуран. Исследователи не нашли никакой связи между цветом волос, количеством необходимого для наркоза препарата и уровнем боли, ощущаемой после хирургического вмешательства. К аналогичным выводам пришли и учёные из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, проанализировав выборку в 1914 пациентов, 319 из которых были рыжеволосыми.

Источник

Риск кровотечений у рыжеволосых, как показывают исследования, не выше среднего по популяции. В 2004 году американские педиатры проанализировали протоколы об удалении миндалин у 589 детей. Количество послеоперационных кровотечений у рыжеволосых было таким же, как у пациентов с другим цветом волос. В 2006 году учёные из Луисвиллского университета (США) пригласили 25 рыжеволосых женщин и 26 темноволосых для анкетирования об опыте кровотечений и сдачи анализа крови. Хотя респондентки с рыжими волосами сообщили о значительно большем количестве синяков после незначительных повреждений, никаких существенных особенностей в их анализах учёные не обнаружили. В 2011 году нидерландские учёные проанализировали образцы крови 3957 добровольцев, 104 из которых были рыжеволосыми. Авторов исследования интересовал уровень фактора фон Виллебранда — гликопротеина, отвечающего за прикрепление тромбоцитов к повреждённому участку сосуда. Нехватка или дефекты этого белка повышают риск кровотечений. Никакой закономерности между цветом волос и уровнем фактора фон Виллебранда учёные не обнаружили.

Таким образом, считать страх хирургов и анестезиологов перед рыжеволосыми пациентами пустым суеверием не стоит. Люди с этим цветом волос более чувствительны к одним видам боли и менее чувствительны к другим. Что касается влияния на таких пациентов анестетиков и анальгетиков, результаты исследований разнятся. А вот повышенного риска кровотечений, судя по всему, у рыжеволосых людей нет.

Изображение на обложке: Image by Mohamed Chermiti from Pixabay

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: