Утверждал ли Никколо Макиавелли, что «цель оправдывает средства»?

Небесспорную фразу о том, что цель оправдывает средства, в самых разных дискуссиях нередко приписывают мыслителю эпохи Возрождения Никколо Макиавелли. Мы проверили, есть ли это утверждение в его трудах.

Выражение «цель оправдывает средства» нередко связывают с итальянским мыслителем. Например, эта фраза вынесена в подзаголовок книги Бориса Тенненбаума о Никколо Макиавелли, а на сайте журнала «Дилетант» — в название статьи о его жизни. При этом разногласий и сомнений по поводу того, кто, когда и почему впервые сформулировал этот принцип, может быть ничуть не меньше, чем аргументов в пользу его истинности или ложности.

Формулировку «цель оправдывает средства» ни в одном из сочинений Никколо Макиавелли (1469–1527) нам найти не удалось. В своём самом известном трактате «Государь» он пишет: «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности». Но в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» мыслитель приводит противоположную идею: «Лучше жить частной жизнью, нежели сделаться монархом ценой гибели множества людей».

При этом широко распространённое отношение к политической мысли Макиавелли, как правило, достаточно однобокое и не учитывает контекст его времени. Можно сказать, что мыслитель был сторонником пресловутой стабильности, но в его историческую эпоху это было именно то, чего так не хватало раздробленным итальянским государствам, постоянно враждующим между собой и одновременно погрязшим во внутренних интригах. По Макиавелли, цель или миссия государя (да, вынесенного за рамки повседневной морали) не в том, чтобы взять власть и удерживать её любой ценой в своих собственных интересах, а всё-таки использовать эту власть во благо государства и граждан. Если государю и позволительно быть вне морали, то это не просто потому, что он государь, а из-за того, что его подданные — тоже живые люди со своими пороками и интересами, вовсе не образцы непогрешимой добродетели.

Макиавелли жил в непростое время, когда сложно (и даже странно) было бы сохранять безоблачный оптимизм относительно человеческой природы. И значение его мысли не в том, что он якобы предложил некое теоретическое обоснование, почему политикам допустимо быть беспринципными и аморальными, а в том, что он, по сути, был в своей сфере первым реалистом, готовым трезво рассуждать о государях и их подданных, видах власти и способах её удержания, а не строить утопические модели того, как всё в идеале могло бы быть. Этому была посвящена чуть ли не вся политическая мысль до Макиавелли. Он же призывал «следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал». Если и приписывать Макиавелли какую-либо фразу, которой на самом деле нет в его сочинениях, то лучше бы она звучала как «политика для политики». Потому что его существенный вклад в развитие западной мысли как раз состоял в том, что он первым отделил сферу политического от религии и морали и начал рассуждать о реально существующих государствах и обществах вместо того, чтобы воображать какие-то идеальные.

Символично, что иногда выражение «цель оправдывает средства» приписывают жившему позднее Томасу Гоббсу (1588–1679) — другому мыслителю, придерживавшемуся пессимистичных взглядов на природу человека и видевшему роль сильного государства в спасении людей от самих себя. Это высказывание также связывали с младшим современником Макиавелли Игнатием Лойолой (1491–1556), основателем ордена иезуитов, а также членом этого ордена Антонио Эскобаром-и-Мендосом. Но использовалась эта атрибуция скорее критиками и противниками иезуитов.

На самом деле высказывание о цели и средствах ко времени Макиавелли и Лойолы (XV–XVI векам) было уже далеко не новым. При этом неудивительно, что о нём вспомнили именно в эпоху Возрождения, когда внимание людей было обращено к античным текстам. Некоторые приписывают фразу «цель оправдывает средства» Овидию, но если посмотреть на конкретную цитату из его «Героид», то он тоже использовал сентенцию, скорее заведомо с ней не соглашаясь: «Служит исход оправданьем делам. Пусть не знает успеха / Тот, кто привык о делах лишь по успеху судить!» Но и Овидий не был первым. Ещё более ранним источником с этой идеей считается «Электра» афинского драматурга V века до н. э. Софокла. Впрочем, в русском переводе трагедии мы находим: «Злой замысел ведёт к исходу злому», что тоже не слишком похоже на оправдание. Да и не стоит упускать из виду, что сама трагедия повествует о детях, замышляющих убийство матери из мести за ранее совершённое ею убийство их отца. Так что это, может быть, не самый удачный и актуальный для современности источник жизненной мудрости.

Таким образом, фраза «цель оправдывает средства», как и многие другие широко используемые выражения, атрибутирована неверно. Были авторы, которые этого не писали, хотя, возможно, до некоторой степени согласились бы с подобной идеей (Макиавелли). Были также те, кто использовал подобную фразу, но, как следует из контекста, заведомо с ней не соглашались (Овидий), и те, кому противоречивое высказывание приписывали их критики и противники (иезуиты).

Неверная атрибуция цитаты

Что означают наши вердикты?

 

Почитать по теме:

  1. Н. Макиавелли. Государь
  2. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHec8843219e418710e4f8ec
  3. К. Жиль. Никколо Макиавелли

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: