Дым в лицо и портсигар с таймером: правдивы ли истории о том, как Брежнев бросал курить?

В блогах, СМИ и на развлекательных сайтах можно встретить рассказы о том, как генеральный секретарь ЦК КПСС пытался с помощью разных ухищрений обойти рекомендации врачей, запретивших ему интенсивное курение. Мы решили проверить достоверность двух таких историй.

Первая — о том, как после запрета врачей Брежнев просил своего переводчика выдыхать ему дым прямо в лицо, якобы даже на встрече с президентом США Ричардом Никсоном. Вторая — о специальном портсигаре с таймером, который выдавал генсеку сигареты только через определённые промежутки времени. Об этом, например, пишут в блогах на платформе «Дзен», в LiveJournal, на сайте Pikabu и в крупных СМИ: «Комсомольской правде», РИА «Новости» и сайте Lenta.ru.

Многолетним переводчиком Брежнева был Виктор Суходрев, работавший до этого с Никитой Хрущёвым, а в 1980-х годах — с последним генсеком КПСС Михаилом Горбачёвым. Поэтому рассказы о поведении Брежнева во время международных встреч стоит искать в первую очередь в его мемуарах. В 1999 году вышла книга Суходрева «Язык мой — друг мой. От Хрущёва до Горбачёва». И в ней действительно есть глава под названием «Портсигар с секретом».

Как рассказывал Суходрев, в определённый момент врачи запретили Брежневу курить. Генсек подчинился, но при этом стал заставлять охрану курить около него, чтобы вдыхать хотя бы чужой дым. «Иногда можно было наблюдать такую сцену: подъезжает машина, открываются дверцы, и за выходящим из салона вождём выплывают клубы табачного дыма», — пишет многолетний переводчик руководителя советского государства.

История про выдыхание дыма прямо в лицо генсеку на важных совещаниях — из того же источника. Суходрев описывал, как это происходило: Брежнев знал, что его переводчик курит, и просил того закурить. «Я закуривал, но, естественно, старался выпускать дым в сторону от него. Тогда Брежнев снова просил: "Ну не так же! На меня дым". Картина была сюрреалистическая: на переговорах сидит во главе стола переводчик, нагло закуривает, да ещё и дым пускает в лицо руководителю своей страны».

Брежнев и президент США Джеральд Форд, 1974 год. Источник: Gerald R. Ford Library

Писал Суходрев и про портсигар «с секретом». «Где-то в недрах КГБ ему специально изготовили красивый, даже элегантный, портсигар тёмно-зелёного цвета, вставив в его крышку таймер с замочком. Брежнев мог открыть портсигар только через определённый промежуток времени. Он обычно устанавливал таймер на 45 минут, но уже минут за 30 до истечения этого срока пытался открыть портсигар, а поскольку у него ничего не получалось, начинал нервничать, оглядываться в поисках курильщика, у которого можно было бы стрельнуть сигарету. И всё же портсигаром своим он очень гордился», — рассказывал переводчик.

Эту историю можно было бы посчитать мифом, если бы не появившийся в 2013 году второй источник, который её подтверждал. C 1971 по 1973 год президент США Ричард Никсон записывал на скрытую аппаратуру все разговоры, которые велись в Овальном кабинете Белого дома. В общей сложности Государственный архив США опубликовал 3700 часов аудиозаписей, зафиксировавших встречи и телефонные разговоры. Последняя часть записей, с 9 апреля по 12 июля 1973 года, появилась в открытом доступе в 2013 году. Как раз в это время (с 16 по 25 июня) состоялся официальный визит Брежнева в США. И первый же разговор между лидерами двух государств начался с демонстрации генсеком хитроумного устройства. «Видите, у меня тут портсигар. У него специальный часовой механизм, и я не могу… я не способен его открыть в течение часа», — рассказывал Никсону Брежнев. «О, а как его открыть?» — заинтересовался президент США. «Смотрите, механизм, часовой механизм сейчас включён, и я не смогу открыть его ещё час. Через час он сам откроется», — ответил генсек. При этом разговоре присутствовал, кстати, и Виктор Суходрев.

Таким образом, истории про просьбы Брежнева выдыхать ему дым в лицо и про портсигар с тайным механизмом подтверждаются воспоминаниями его приближённых и другими историческими источниками. Некоторые детали в разном изложении отличаются, но в целом истории правдивы.

Фото на обложке: Брежнев и Никсон, 1973 год. В центре — Виктор Суходрев. Robert LeRoy Knudsen / Wikimedia Commons

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: