Правда ли, что ВОЗ объявила об окончании пандемии коронавируса?

В пятницу, 5 мая, широко разошлась новость, что ВОЗ объявила пандемию коронавируса закончившейся. Мы проверили корректность такого утверждения.

О том, что ВОЗ отменила статус пандемии для коронавирусной инфекции, написали многие СМИ: «Коммерсантъ» («ВОЗ отменила статус пандемии COVID-19»), РБК («ВОЗ объявила об окончании пандемии коронавируса»), «Московский комсомолец» («Пандемия COVID-19 закончилась»), «Вести.ру» («Пандемия закончилась»), «Фонтанка» («ВОЗ: Пандемии COVID-19 больше нет»), The Insider («ВОЗ объявила о завершении пандемии коронавируса»).

Пандемия (от греч. — «весь народ») — это необычайно сильная эпидемия, распространившаяся на территории стран, континентов; высшая степень развития эпидемического процесса. Для классификации различных чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения ВОЗ использует Международные медико-санитарные правила. Первая версия таких правил появилась ещё в 1951 году. Время от времени этот документ пересматривался и дополнялся. В 2010 году определение пандемии было использовано для обозначения вспышки гриппа H1N1. Тогда же ВОЗ отметила, что «пандемия — это распространение нового заболевания в мировых масштабах», и указала важные критерии пандемии («новый вирус распространяется по всему миру», «приводит к нескольким одновременным эпидемиям по всему миру с огромным количеством смертей и заболеваний», «большинство людей не обладают иммунитетом к нему»), а также добавила, что «вирусы, вызывавшие прежние пандемии, обычно происходили от вирусов животных».

Однако решение назвать вспышку гриппа H1N1 пандемией подверглось общественной критике за создание паники, руководствуясь которой многие страны закупили вакцины в объёмах, намного превышающих реальную потребность. Наибольшую общественную дискуссию вызвала размещённая на официальном веб-сайте информация, что вспышка гриппа H1N1 — это пандемия, которая характеризуется огромным количеством умерших и заболевших. После волны критики пресс-секретарь ВОЗ Натали Буду сообщила, что определение было признано ошибочным и удалено с веб-сайта ведомства.

Теперь вместо термина «пандемия» ВОЗ использует другую терминологию — «ситуация угрозы общественному здоровью на международном уровне» (public health emergency of international concern, PHEIC). Ситуации угрозы могут иметь минимальные последствия (1-й класс), умеренные (2-й) или значительные (3-й). Ситуациям угрозы дано такое определение: «Экстраординарное событие, определяемое как представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и могущее потребовать скоординированных международных ответных мер». Статус PHEIC на сегодняшний день был присвоен семи вспышкам заболеваний: свиному гриппу H1N1 (2009 год), полиомиелиту (2014-й), геморрагической лихорадке Эбола (2014-й), лихорадке Зика (2015–2016 годы), геморрагической лихорадке Эбола (2018–2020 годы), коронавирусной инфекции (конец 2019-го) и оспе обезьян (2022-й).

В актуальной редакции Международных медико-санитарных правил (принята в 2005 году) термина «пандемия» нет вообще, как и её критериев или процедуры объявления той или иной инфекции пандемией. Поэтому ни ввести, ни отменить пандемию ВОЗ в целом не могла бы. Вместо этого на 15-й встрече Комитета по чрезвычайным ситуациям касательно пандемии COVID-19 генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебреисус сообщил, что «COVID-19 в настоящее время — это устоявшаяся и постоянная проблема здравоохранения, а не чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, представляющая международное значение (PHEIC)». В новости об этой встрече комитета на официальном сайте организации и в опубликованных материалах совещания целых 12 раз упоминается слово «пандемия» по отношению к инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2. Например, в таких оборотах, как «пришло время перейти к долгосрочному лечению пандемии COVID-19» или «крайне важно устранить пробелы, выявленные во время пандемии». То есть руководители организации и члены комитета продолжают считать коронавирусную инфекцию пандемией. Отдельно на сайте ВОЗ опубликовано вступительное слово генерального директора ВОЗ на брифинге для СМИ. В нём Тедрос Гебреисус говорит об отмене статуса PHEIC: 

«Это не означает, что COVID-19 закончился как глобальная угроза здоровью. На прошлой неделе COVID-19 уносил жизни людей каждые три минуты — и это только те смерти, о которых нам известно. Пока мы сейчас говорим, тысячи людей во всём мире борются за свою жизнь в отделениях интенсивной терапии. И ещё миллионы продолжают жить с изнурительными последствиями заболевания после COVID-19. <…> Худшее, что любая страна может сейчас сделать, — использовать эту новость в качестве причины, чтобы ослабить бдительность, демонтировать системы, которые она построила, или послать сообщение своему народу о том, что о COVID-19 больше не надо беспокоиться. Эта новость лишь означает, что странам пора перейти от режима чрезвычайной ситуации к борьбе с COVID-19 наряду с другими инфекционными заболеваниями».

ВОЗ, по-видимому, хорошо понимает, что в обществе может быть недопонимание, что представляет собой PHEIC, а что — пандемия. Поэтому ещё 26 февраля 2023 года выпустила ролик про эту разницу. Эксперт ВОЗ и глава технической группы подразделения чрезвычайных заболеваний Мария Ван Керкхове объясняет: 

«Чрезвычайная ситуация международного масштаба в области общественного здравоохранения (PHEIC) определяется как чрезвычайное событие, которое представляет риск для общественного здравоохранения в других государствах из-за распространения болезни на международном уровне и потенциально требует скоординированных международных ответных действий. Это определение подразумевает, что ситуация серьёзная, внезапная, необычная, неожиданная, что она имеет последствия для общественного здравоохранения за пределами национальных границ пострадавших государств и может потребовать немедленных международных действий. Пандемия — это немного другое. Пандемия обычно возникает, когда появляется новый вирус, поражающий население мира. Очень сложно определить, когда новый вирус становится пандемией. Идея объявления PHEIC, наивысшего уровня тревоги ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами, заключается в координации немедленных действий до того, как событие станет ещё более масштабным и потенциально перерастёт в пандемию. В ситуации с COVID-19 мы находимся как в PHEIC, так и в пандемии. И хотя мы слышали, как генеральный директор говорил о способности мира объединиться и положить конец PHEIC в 2023 году, мы всё ещё можем находиться в условиях пандемии в течение довольно долгого времени, потому что этот вирус остаётся с нами, а значит, мы должны принять взвешенные меры. Мы должны улучшить все наши системы, чтобы иметь возможность уменьшить воздействие COVID-19 по мере того, как мы движемся вперёд. Мы будем ответственно жить с этим вирусом в обозримом будущем, а это значит, что нам нужно спасти как можно больше жизней и защитить как можно больше людей прямо сейчас, используя существующие сейчас инструменты».

То есть эксперты организации как минимум в феврале понимали необходимость просветительской работы для прояснения разницы между чрезвычайной ситуацией международного масштаба в области общественного здравоохранения и пандемией, предполагая, что при отмене PHEIC люди могут быть введены в заблуждение и решить, что пандемия закончилась, — что, собственно, и произошло. Более того, формально у ВОЗ в принципе не существует никакого протокола, вводящего или отменяющего пандемии.

Изображение на обложке: Image by Jeyaratnam Caniceus from Pixabay

Большей частью неправда

Что означают наши вердикты?

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: