В интернете можно встретить много публикаций, в которых утверждается, что представители сионистского движения активно сотрудничали с гитлеровским режимом. Мы проверили, насколько обоснованны подобные заявления.
Такие утверждения присутствуют не только на ресурсах явно антиизраильской направленности, но и в публикациях, которые претендуют на взвешенный подход. В частности, в ролик об арабо-израильском конфликте, вышедший 28 марта 2023 года на YouTube-канале «Вестник бури» и собравший на момент написания этого разбора 486 000 просмотров, был включён раздел «Как Гитлер помогал сионистам».
Сами по себе подобные обвинения сложно назвать чем-то новым — начиная с 1970-х они широко использовались в направленной против Израиля советской пропаганде. В частности, их выдвигал в многочисленных книгах и статьях публицист Лев Корнеев — например, в статье «О сотрудничестве сионистов с секретными службами гитлеровской Германии» (1977) и в книге «Классовая сущность сионизма» (1982).
На Западе эта тема получила широкую известность благодаря книге американского писателя и сторонника троцкизма Ленни Бреннера «Сионизм в век диктаторов». Она была опубликована в 1983 году, уже в 1984-м её оперативно перевели и издали в СССР.
Несмотря на то что антисемитизм был центральным элементом расовой теории нацистов, начиная с самого возникновения этого движения в 1920-е годы, они действительно далеко не сразу стали выступать за физическое уничтожение евреев (по крайней мере, публично). Принятые после прихода к власти Гитлера дискриминационные законы были нацелены на то, чтобы лишить германских евреев имущества, общественного влияния, а также способствовать их эмиграции. Объективно это совпадало с целями сионистского движения, которые ставили целью переселение евреев в Палестину, в то время находившуюся под управлением британской администрации, и создание там национального еврейского государства.
Это способствовало заключению 25 августа 1933 года так называемого соглашения Хаавара (соглашения о переселении) между министерством экономики Германии, Сионистской федерацией Германии и Англо-Палестинским банком, тесно связанным с одним из главных сионистских органов — Еврейским агентством (Сохнутом). По условиям соглашения к 1939 году из Германии в Палестину выехали 50 000 — 60 000 евреев (около 10% от всего еврейского населения страны по состоянию на 1933 год). При этом они вывезли туда значительное количество германских промышленных товаров, что отчасти помогло гитлеровскому режиму преодолеть торговый бойкот, который пытались организовать против него ряд стран Европы и США (в том числе по инициативе местного еврейского населения). Заключение соглашения Хаавара и отношения с Третьим рейхом горячо обсуждались на сионистских конгрессах 1933 и 1935 годов, где многие делегаты критиковали это решение как аморальное. Договор прекратил действие в 1939 году, когда сперва британские власти резко ограничили и затруднили еврейскую иммиграцию в Палестину, а затем началась Вторая мировая война.
Что касается сотрудничества сионистских организаций с Третьим рейхом в военно-политической сфере, свидетельства куда менее очевидны и однозначны.
Одним из наиболее частых аргументов в пользу такого сотрудничества называют встречи, прошедшие в 1937 году между Фейвелем Полькесом, членом действовавшей в Палестине подпольной еврейской военизированной организации «Хагана», и нацистскими функционерами, включая одного из главных будущих организаторов Холокоста Адольфа Эйхмана. В феврале 1937 года Полькес тайно встретился с Эйхманом в Берлине, где предложил свои услуги в качестве информатора и пригласил немецкого чиновника посетить Палестину. 3 октября Эйхман и его начальник по нацистской секретной службе СД Герберт Хаген под видом журналистов прибыли в Хайфу, но из-за противодействия британских властей были вынуждены перенести встречу в Египет. Прошедшие 10–11 октября в Каире переговоры не принесли результата, поскольку Хаген не согласился с требованиями Полькеса об облегчении условий эмиграции евреев из Германии. Более того, по всей вероятности, эти переговоры были личной инициативой Полькеса, а не согласованным решением «Хаганы», поскольку, когда о них стало известно, его сместили со всех постов, которые он занимал в группировке.
Вторым часто упоминаемым примером предполагаемого сотрудничества сионистов с нацистами служат переговоры, состоявшиеся в Бейруте в конце 1940 года между Нафтали Любинчиком, членом ещё одной подпольной еврейской военизированной организации «Лехи», и представителем германского министерства иностранных дел. В ходе встречи Любинчик передал составленные Авраамом Штерном, лидером «Лехи», предложения о военном союзе при условии, что Третий рейх поможет создать в Палестине национальное еврейское государство. Сам факт этой встречи бесспорен благодаря сохранившемуся немецкому переводу предложений Штерна, а также недавно обнародованному протоколу допроса ещё одного члена организации, Эфраима Цетлера (его задержали в 1942 году).
Однако, во-первых, необходимо иметь в виду, что «Лехи» была немногочисленной (не более 200 человек) и наиболее радикальной группировкой в сионистском движении. Она придерживалась тактики индивидуального террора против британских официальных лиц. Ее резко осуждали другие сионистские организации, включая общепризнанных лидеров еврейской общины Палестины, которые публично выражали поддержку Великобритании во Второй мировой войне. Показательно, что уже упоминавшаяся организация «Хагана», в конце 1930-х годов ставшая фактически военным подразделением Всемирной сионистской организации, с началом войны прекратила борьбу против британских властей. Многие её члены вступили в Еврейскую бригаду, воевавшую в 1944–1945 годах в Европе против нацистов в составе войск союзников. Во-вторых, не существует ни одного свидетельства, что предложение Штерна было всерьёз воспринято в Третьем рейхе. В качестве инструмента против британского влияния в Палестине гитлеровцы решили использовать арабских националистов, символом чего стала встреча Гитлера с муфтием Иерусалима Амином аль-Хусейни в Берлине в ноябре 1941 года. В-третьих, нужно отметить, что предложение Штерна было сделано до того, как нацисты перешли к полномасштабному геноциду еврейского народа после нападения на СССР в июне 1941 года, что сейчас и считается непосредственным началом Холокоста.
Таким образом, не существует фактов реального сотрудничества в военно-политической сфере между сионистскими организациями и нацистами как до Второй мировой войны, так и во время неё. Вместе с тем некоторые маргинальные деятели сионистского движения действительно пытались использовать политику Гитлера для ускорения еврейской иммиграции в Палестину и борьбы против Великобритании, тогда контролировавшей этот регион. Те отдельные сионисты, которые в оккупированной Европе в годы Холокоста пытались сотрудничать с нацистским режимом (как, например, Рудольф Кастнер в Венгрии), после войны безоговорочно осуждались в Израиле и рассматривались как предатели.
При этом в первые годы существования Государства Израиль уехавшие туда европейские евреи испытывали недружелюбное отношение со стороны более ранних переселенцев и коренных израильтян. Одним из оскорбительных прозвищ в их адрес было «сабоним» («куски мыла»). Вероятно, оно намекало на распространённое, хотя и неверное, мнение, что в концлагерях из узников делали мыло, и должно было высмеивать их предполагаемую слабость и неспособность сражаться с врагом во время Холокоста.
Фото на обложке: Ori Lubin via Wikimedia Commons