Распространено опасение, что антидепрессанты так сильно влияют на работу организма, что на них буквально можно подсесть, как на наркотики. Мы решили проверить, обоснован ли такой страх.
Одни интернет-ресурсы пишут о возможной зависимости от антидепрессантов, другие, наоборот, опровергают это утверждение. Те, кто принимает подобные препараты, иногда жалуются, что не могут прекратить прием или же что страдают после завершения курса и испытывают что-то сродни зависимости. Правильной отмене приёма этих лекарств посвящены статьи в медицинских блогах и на сайтах клиник. О том, что зависимость от антидепрессантов хотя и не такая сильная, как от алкоголя или наркотиков, но всё же существует, а «слезть с них очень трудно», сообщается на сайтах рехабов. Это убеждение отражено и в массовой культуре — в одном из эпизодов сериала «Обмани меня» пилот НАСА теряет ориентацию в пространстве и разбивает самолёт из-за ломки после прекращения приёма антидепрессантов.
Антидепрессанты — это группа психотропных лекарств, которые в первую очередь оказывают влияние на уровень моноаминов (серотонина, норадреналина и дофамина) в организме. Тем самым препараты улучшают настроение, помогают побороть тоску, вялость, апатию и тревожность, снизить раздражительность и напряжение, нормализовать сон и аппетит.
Для лечения депрессий, бессонницы и тревожности с античных времён применялись природные алкалоиды и опиаты. Среди самых популярных растений, из которых получали такие вещества, был зверобой. Его целебные свойства отмечали Гиппократ и Гален, а в 1525 году Парацельс описал его эффективность для лечения депрессии, меланхолии и чрезмерного возбуждения. Первыми современными антидепрессантами можно назвать изониазид и ипрониазид, которые в 1951 году американские химики разработали для лечения тяжёлых случаев туберкулёза. Врачи заметили, что получившиеся средства не только эффективно борются с палочкой Коха, но и поднимают настроение почти безнадёжным больным, находящимся в подавленном состоянии из-за своего диагноза. Психиатры Макс Лурье и Гарри Зальцер стали экспериментировать с этими препаратами, отметили их высокую эффективность при борьбе с апатией, а Лурье дал новому классу лекарств современное название — «антидепрессанты».
Во всём мире, по оценке ВОЗ, от депрессии страдает до 5% взрослого населения. Объём мирового рынка антидепрессантов в 2023 году составил $18,5 млрд и, по прогнозам, за десять лет вырастет до $25,22 млрд. В марте 2024 года аналитическая компания DSM Group оценила российский рынок антидепрессантов. За неполные три месяца было продано 3,6 млн упаковок этих препаратов на общую сумму 2,9 млрд руб., прирост продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил в денежном значении 45%, а в натуральном — 33%. В 2023 году продажи антидепрессантов в России побили пятилетний рекорд — было реализовано 17 млн упаковок.
Антидепрессанты назначают не только для лечения и профилактики депрессии. Их используют изолированно или в комбинации с другими препаратами для терапии биполярного аффективного, посттравматического, обсессивно-компульсивного, пограничного и других расстройств личности, панических атак, неврозов, шизофрении, расстройств пищевого поведения, хронических болевых синдромов, бессонницы. Применяют антидепрессанты и для купирования аддикций — клептомании, пиромании, лудомании. Также их могут прописать при заболеваниях, напрямую не влияющих на психику, но затрагивающих нервную систему, — бронхиальной астме, синдроме раздражённого кишечника, мигрени.
Хотя первый эффект антидепрессантов обычно виден уже в первые две недели приёма, клинические рекомендации советуют принимать лекарство на протяжении шести-девяти месяцев в случае первого эпизода депрессии. До двух лет может занять приём после третьего и последующих эпизодов. Однако, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), в США 21,4% мужчин и 27,2% женщин, которым в возрасте от 12 лет назначили антидепрессанты, принимали их десять лет и больше.
Чтобы разобраться, может ли приём антидепрессантов вызвать зависимость, надо понять, что собой представляет зависимость. Национальный институт изучения лекарственной зависимости (США) определяет её как хроническое, рецидивирующее расстройство, характеризующееся компульсивным поиском и употреблением препаратов, несмотря на неблагоприятные последствия. Клиника Мэйо отмечает и другие признаки: со временем для достижения прежнего состояния требуется увеличение дозы, а без приёма препарата ухудшается самочувствие (как психологическое, так и физическое). Другой авторитетный медико-исследовательский центр «Клиника Кливленда» перечисляет, от чего у человека может выработаться зависимость. Из веществ это алкоголь, каннабис, галлюциногены, снотворные, бензодиазепины, барбитураты, ингалянты, опиаты и опиоиды, никотин, различные стимуляторы, такие как «Аддералл», широко распространенный в США, хоть и рецептурный. Помимо этого, к зависимости могут приводить азартные игры, употребление пищи, спортивные упражнения, покупки, секс, просмотр порнографии, видеоигры, магазинные кражи и другое рискованное поведение. Как видно из этих перечней, ни сами антидепрессанты, ни лечение психических заболеваний с точки зрения авторитетных медицинских организаций зависимости не вызывают. Более того, обычно в рамках лечения таких расстройств дозу постепенно снижают, а не повышают.
Впрочем, как и все медикаменты, антидепрессанты имеют побочные эффекты. Среди самых распространённых — повышенная возбудимость или вялость, бессонница или сонливость, головные боли, сложности с концентрацией, учащённое сердцебиение, нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Однако под неблагоприятными последствиями зависимости обычно подразумевается совсем другое — проблемы в семье, на работе и в обществе, вызванные регулярным употреблением лекарств, а также готовность тратить все доступные средства на приобретение препаратов или даже получать их нелегально. Более того, все вышеперечисленные побочные действия сертифицированных антидепрессантов обратимы, то есть проходят после отмены препарата или его замены другим. К тому же антидепрессанты не оказывают воздействия, сравнимого с наркотиком, а именно — не вызывают эйфорию или галлюцинации, не придают излишнюю энергичность или ясность мышления, то есть смысла принимать их в рекреационных или стимулирующих целях попросту нет.
В 2019 году группа британских психиатров проанализировала все доступные научные публикации об антидепрессантах и потенциальной зависимости от них. Специалисты пришли к выводу, что, в отличие от, например, бензодиазепинов, нет оснований считать, что антидепрессанты способны привести к зависимости.
Вместе с тем резкая отмена таких препаратов может вызвать возвращение симптомов, и изменение психологического состояния порой ухудшается настолько, что становится даже более тяжёлым, чем было до начала терапии. Это не будет проявлением зависимости, сходным с ломкой у наркомана, однако может ощущаться сильная слабость, головная боль, резкое ухудшение настроения или его перепады. Именно поэтому приём антидепрессантов не завершают одномоментно, а постепенно снижают дозировку. Согласно статистике Национального альянса ментальных заболеваний (США), до 80% пациентов, которые резко прекращают приём антидепрессантов, сталкиваются с различными негативными симптомами.
С точки зрения медицинской диагностики это называется симптомом отмены. Однако в повседневной речи таким оборотом также описывается и абстинентный синдром, который возникает из-за прекращения приёма какого-либо психоактивного вещества. Вероятно, неправильное словоупотребление могло способствовать появлению мифа о вызывающих зависимость антидепрессантах.
Учёные не знают наверняка, почему возникает синдром отмены. Основная гипотеза — он может быть связан с резким падением уровня медиаторов, когда они уже перестали поступать извне, а организм ещё не приспособился поддерживать необходимый уровень самостоятельно. Самый опасный эффект синдрома отмены — всё более частое появление у больного суицидальных мыслей. Обычно проблема купируется возобновлением приёма антидепрессантов в прежней дозировке, а затем, если требуется прекратить терапию, происходит контролируемое и постепенное снижение дозы. При этом есть действенный способ предотвращения синдрома отмены — не отказываться от препарата резко, а постепенно снижать дозировку.
Помимо синдрома отмены, при резком прекращении приёма антидепрессантов пациенты могут столкнуться с рецидивом депрессии и также принять его за симптомы зависимости. Если сам срок терапии, даже с постепенным прекращением приёма препаратов, был слишком коротким или лекарство было подобрано неоптимально, полного излечения не наступает, хотя самочувствие и нормализуется. В таком случае в течение нескольких недель после прекращения приёма медикаментов депрессивная симптоматика может вернуться.
И хотя антидепрессанты не вызывают зависимости, некоторые другие препараты, назначаемые для лечения психических заболеваний, способны её спровоцировать. В частности, упомянутые выше бензодиазепины могут быть назначены для преодоления проблем с засыпанием и управления тревожностью в рамках лечения большого депрессивного расстройства. Наиболее известные торговые названия препаратов из этого класса — «Валиум» и «Ксанакс», а также флунитразепам (рогипнол) — печально известный наркотик для изнасилования. В отличие от антидепрессантов, бензодиазепины дают эйфорию и чувство лёгкости, снимают стресс и помогают расслабиться. Их употребление может привести к формированию стойкой психической и физической зависимости, а отмена препарата сопровождается значительным ухудшением самочувствия вплоть до судорог.
Таким образом, антидепрессанты не относятся к препаратам, которые могут вызвать зависимость. Во-первых, все изменения, возникающие в организме при их употреблении, обратимы. Во-вторых, препараты этой группы не обладают эйфорическим или расслабляющим эффектом, поэтому приём таких лекарств не изменит состояние здорового человека так, чтобы ему хотелось повторить приём. Авторитетные медицинские институции не относят антидепрессанты к веществам, которые могут вызвать привыкание. Вместе с тем резкое прекращение их приёма способно вызвать синдром отмены — недолгосрочное состояние с рядом неприятных симптомов, которое эффективно предотвращается постепенным снижением дозы препарата.
Изображение на обложке: Harvard Health