Заявлял ли бывший вице-президент Pfizer, что мРНК-вакцины накапливаются в яичниках и влияют на фертильность?

Летом 2023 года интернет-пользователи со ссылкой на бывшего высокопоставленного сотрудника компании Pfizer Майкла Йидона распространили несколько утверждений о негативном действии мРНК-вакцин от COVID-19 на женскую репродуктивную систему. Мы решили проверить, делал ли он такие заявления.

13 августа 2023 года Telegram-каналы «Кот Костян — официальный канал» (176 000 просмотров на момент написания этого разбора), «Пул N3» (130 000) и другие опубликовали видеозаписи с участием, как утверждается, бывшего вице-президента фармацевтической компании Pfizer Майкла Йидона. В роликах он заявляет о негативном влиянии вакцин от коронавируса на женское здоровье, в частности, подчёркивая, что «липидные наночастицы… обладают неприятным свойством накапливаться в яичниках», а «субъединицы спайк-белка гомологичны человеческим белкам синцитин-1 и синцитин-2, отвечающим за формирование плаценты, поэтому вакцины приведут к массовому невынашиванию». Из-за массовой вакцинации, говорит Йидон, якобы «в мире на 10–15% снизился процент живорождений». Встречаются пересказы этого видео и в СМИ.

19 июля 2023 года на YouTube-канале Dr. Drew прошёл прямой эфир, в котором, как сообщил ведущий, принимает участие бывший вице-президент Pfizer доктор Майкл Йидон. На момент написания этого разбора ролик набрал более 50 000 просмотров на самой площадке, также его разместили на других видеохостингах и сайтах с подкастами.

Йидон и правда бывший сотрудник Pfizer. Если верить данным его профиля на LinkedIn, он пришёл в компанию в 1995 году и отработал там 16 лет. Его специализация — аллергии и респираторные заболевания. За время работы Йидон действительно дослужился до должности вице-президента по глобальным исследованиям и развитию (Global Research and Development). Также, по информации агентства Reuters, он стал сооснователем биотехнологической компании Ziarco, позже купленной фармацевтическим гигантом Novartis «не менее чем за $325 млн».

В самом начале пандемии Йидон поддерживал идею о необходимости вакцинации. Reuters изучило его блог в Twitter, где в марте 2020 года учёный писал: «COVID-19 не исчезнет. До тех пор, пока у нас не будет вакцины или коллективного иммунитета». Когда один из комментаторов написал, что «вакцины навредят многим, многим людям», Йидон ответил ему: «Хорошо, пожалуйста, откажитесь от них, но не препятствуете их получению теми, кто этого хочет, спасибо».

Однако уже в апреле, судя по твитам, его взгляды изменились, в первую очередь он стал противником локдаунов: «Нет ничего особенно пугающего в отношении COVID-19… всё это исчезнет… Просто обычный вирус, на который мир слишком остро отреагировал». В сентябре Йидон заявил, что пандемия в Великобритании закончена. В октябре — что нет необходимости в вакцинации. В декабре учёный отправил в Европейское агентство по лекарственным средствам петицию с призывом прекратить испытания вакцин.

Бывшие коллеги и друзья отмечают, что у учёного изменились не только взгляды — поменялись интонации, тон голоса, манера разговора, он стал более грубым и агрессивным. Больше всего Йидона занимает теперь тема бесплодия, вызванного вакцинами. Его высказывания не раз опровергали фактчекеры. В 2021 году бывшие коллеги учёного из Pfizer даже написали ему личное письмо, в котором высказали обеспокоенность его взглядами и отсутствием научного подхода, а также потенциально вредным влиянием на общество. Йидон не ответил на это письмо и, судя по его дальнейшим высказываниям, к озабоченности коллег не прислушался.

Разберём несколько заявлений, сделанных Йидоном во время интервью и особенно сильно разошедшихся по соцсетям.

Правда ли, что нанолипиды из мРНК-вакцин от COVID-19 накапливаются в организме?

В вакцинах, действительно, присутствуют наночастицы. Этим термином называют любые частицы очень малого размера — независимо от их происхождения, естественного или искусственного. Их разновидность — липидные наночастицы (или нанолипиды), чей верхний слой состоит из жира, который не растворяется в воде. Добавление липидных наночастиц в мРНК-вакцины было одобрено американским Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) ещё в 2018 году, то есть до начала пандемии COVID-19. Они защищают введённую с вакциной мРНК от разрушения в кровотоке, переносят её по организму и эффективно доставляют в клетку. Именно благодаря жировой оболочке действующее вещество вакцины способно пройти через плазматическую мембрану и достичь внутреннего содержимого клетки — цитозоля. Нанолипиды используются не только в вакцинах, их также применяют в генной терапии и в разработке таргетных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

В вакцине Comirnaty (производитель Pfizer / BioNTech) содержится два типа нанолипидов: ALC-0315 и ALC-0159. Первая аббревиатура кодирует вещество под названием ((4-гидроксибутил)азанедиил)бис(гексан-6,1-диил)бис(2-гексилдеканоат) с химической формулой CHNO, а вторая — молекулу N,N-димиростиламида 2-гидроксиуксусной кислоты, или CHNO. Оба вещества, согласно отчёту Европейского медицинского агентства, достаточно изучены, не токсичны и не имеют тератогенного действия (то есть не вызывают врождённых дефектов у будущих детей). Более того, и ALC-0315, и ALC-0159 не задерживаются в организме надолго — их период полувыведения, согласно тому же отчёту, составляет всего лишь 1,62 и 1,72 часа соответственно. Для сравнения, у популярного жаропонижающего парацетамола период полувыведения достигает четырёх часов. Полностью же эти нанолипиды выводятся из организма за 139 и 72,7 часа соответственно, так что накапливаться в организме они просто не могут, даже если после прививки последует бустер.

Правда ли, что после введения мРНК-вакцины наибольшая концентрация нанолипидов остаётся в яичниках?

Как говорит в ролике Йидон, японское исследование биораспределения наночастиц после введения препарата показало, что 11% этих частиц накапливается в репродуктивных органах, в основном в яичниках.

Утверждения о том, что вакцины влияют на женскую фертильность, появились задолго до пандемии коронавируса — подобные опасения высказывались, например, в отношении прививок против гриппа, вируса папилломы человека и столбняка. Неудивительно, что аналогичный нарратив сформировался и после начала массовой вакцинации против COVID-19. В Японии, действительно, проводили исследование биораспределения компонентов Comirnaty в организме, в особенности учёных интересовали именно нанолипиды. Научная работа проходила в рамках проверок перед решением об одобрении вакцины, и результаты не были опубликованы в научных журналах, только на странице японского Агентства по фармацевтике и медицинским приборам. Сейчас страница, где был размещён документ, удалена, однако сохранилась её архивная копия. Таблицы с данными представлены на английском языке, а дизайн исследования описан по-японски — его пересказал фактчекинговый проект Healthfeedback.

Подопытным крысам вводили внутримышечно 50 мкг наночастиц липидов, которые используются в вакцине Comirnaty, вместе с радиоактивной меткой из трития. Затем исследователи изучали, в каких органах и тканях окажется тот или иной процент вещества. Больше всего (52,6% от введённой дозы) частиц оставались в месте инъекции на протяжении первого часа после введения, далее концентрация постепенно падала. На втором месте оказалась печень — через восемь часов после введения в ней оказалось 18,1% вещества (это согласуется с данными Европейского медицинского агентства о том, что именно в печени происходит основная переработка нанолипидов). На третьем месте — толстая кишка со скромными 0,726% через 48 часа после инъекции. Пиковая доза для яичников составляла всего лишь 0,095% от введённой дозы и достигалась через 48 часов.

Однако считать, что такие же результаты получатся у аналогичного эксперимента на людях, неверно — в том числе потому, что крысы в японском исследовании получили существенно увеличенную дозу нанолипидов из вакцины (в отношении на 1 кг массы примерно от 18 до 35 раз больше, чем содержится в одной инъекции). Абрахам аль-Ахмад, доцент фармакологии Техасского технологического университета, в своём блоге попробовал посчитать, сколько доз реальной вакцины понадобилось бы ввести человеку, чтобы достичь тех же концентраций, что получились в результате эксперимента у крыс. Он учитывал самые разные показатели: возраст, вес, соотношение и особенности работы внутренних органов и т. д. Выяснилось, что хрупкой женщине массой 45 кг потребовалось бы за раз ввести 60 000 доз (то есть 18 л вакцины), а той, что весит 70 кг, — 91 000 доз (27,3 л).

Таким образом, помимо того что нанолипиды не накапливаются в организме, а быстро выводятся, они ещё и почти не попадают в яичники — наибольшая концентрация этих веществ остаётся в месте инъекции, а на втором и третьем месте стоят печень и толстый кишечник, которые перерабатывают эти наночастицы и выводят их из организма. Более того, простой перенос на людей результатов исследования, проведённого на крысах, в принципе некорректен.

Правда ли, что спайк-белок из-за его схожести с синцитином, отвечающим за формирование плаценты, приводит к бесплодию?

В ходе коронавирусной инфекции наиболее выраженный антительный ответ дают два белка: нуклеокапсидный, также известный как N-белок, и спайковый, или шиповидный, он же S-белок. Для создания векторных и мРНК-вакцин разработчики выбрали именно спайковый белок, так как его структурный и стабильный элемент — RBВ-домен, который и цепляется за восприимчивые к коронавирусам ACE2 рецепторы лёгких, — наименее склонен к мутации, следовательно, он будет обеспечивать защиту при изменении других частей вируса. После вакцинации организм начинает активно вырабатывать собственный S-белок. При этом некоторое количество спайк-белка вырабатывается и после перенесённого заболевания.

Информацию о спайк-белке и его влиянии на плаценту «Проверено» разбирало ещё в 2021 году. Вероятно, транслируемые Йидоном опасения связаны с перекрёстным иммунитетом — имея иммунитет к одному вирусу, человек может быть устойчив к некоторым похожим (так, некоторые из переболевших вирусами SARS и MERS демонстрировали устойчивость к заболеванию SARS-CoV-2). Белок синцитин — это гликопротеин, дефекты которого, действительно, ведут к нарушению формирования плаценты и, как следствие, невынашиванию беременности. Однако спайк-белок не настолько похож на синцитин, чтобы сработал перекрёстный иммунитет, считает Брент Стоквелл, профессор Колумбийского университета. Пресс-секретарь Pfizer Джерика Питтс поясняет: «Их совпадающая аминокислотная последовательность слишком коротка, чтобы привести к перекрёстному иммунитету». К тому же антитела к спайк-белку вырабатываются не только у вакцинированных, но и у переболевших. Поэтому, если бы такой перекрёстный иммунитет работал, с невозможностью выносить ребёнка в первую очередь столкнулись бы те, кто переболел тогда, когда никаких вакцин ещё не было.

Правда ли, что из-за вакцинации в мире на 10–15% снизился процент живорождений?

По определению ВОЗ, живорождение — это «полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причём плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как сердцебиение, пульсация пуповины или определённые движения произвольной мускулатуры, независимо от того, перерезана ли пуповина и отделилась ли плацента». Получается, что Йидон утверждает: женщины беременеют, носят ребёнка в среднем не менее чем 22 недели (до этого периода самостоятельного сердцебиения обычно нет), а затем с плодом что-то происходит — он умирает внутриутробно или в процессе родов.

В таком случае речь должна была бы идти об увеличении антенатальной (до родов) и интранатальной (во время родов) смертности; вся младенческая смертность считается только с момента рождения, то есть при наличии живорождения, поэтому этот показатель нас не интересует. Однако данные ЮНИСЕФ говорят об обратном — оба показателя последовательно снижаются с 2000 года, то есть число живорождений растёт. В отчёте организации, опубликованном в январе 2023 года, приведены данные по 2021 год, на который пришёлся пик массовой вакцинации от COVID-19. Более свежей статистики, учитывающей и 2022 год, пока что нет — не приводил её и Йидон.

Источник

Таким образом, хотя Майкл Йидон, действительно, раньше занимал высокий пост в компании Pfizer, его заявления в отношении мРНК-вакцин некорректны и вводят в заблуждение. Бывший сотрудник фармацевтической компании в своих высказываниях использует абсолютно неверные цифры и манипулирует статистикой. Ни одно его заявление относительно последствий вакцинации для женской фертильности не подтверждается данными независимых исследователей.

Изображение на обложке: Agência Brasília, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Исправление от 7 сентября 2023 года: Первоначально в этом тексте говорилось, что в японском исследовании биораспределения нанолипидов учёные использовали в качестве радиоактивной метки дейтерий (именно так о дизайне эксперимента рассказал фактчекинговый проект Health Feedback). В действительности дейтерий не радиоактивен, а в таблицах, прилагавшихся к отчёту, в качестве метки указан тритий. Вероятно, эта ошибка вкралась в текст Health Feedback во время перевода материалов с японского на английский, а затем оказалась и в нашем разборе.

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: