Великому русскому учёному нередко приписывают фразу о пользе математики для развития ума. Мы проверили, есть ли свидетельства того, что Ломоносов действительно её произносил.
Каждый из нас когда-то учился в школе. В большинстве кабинетов над школьной доской висели и висят до сих пор мотивирующие цитаты великих людей о важности соответствующих наук. Одна из самых расхожих цитат приписывается Ломоносову: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Мы проверили, действительно ли Ломоносов говорил или писал что-то подобное.
Когда речь заходит о широко известных цитатах, обычно можно довериться составителям разных справочников крылатых выражений — нужная фраза там почти наверняка будет. Мы начали поиски с книги «Математика в афоризмах, цитатах, высказываниях», изданной в Киеве в 1983 году (составитель — Нина Афанасьевна Вирченко).
В этом справочнике фраза, конечно же, есть, и автором её значится Ломоносов, да и источник тоже указан: «цит. по: 93, с. 246». Но что за источник в этой книге под номером 93? Оказалось, что это не книга Ломоносова, а популярная книжка советского автора Ивана Депмана «История арифметики», изданная в 1959 году.
Открываем этот источник:
Уже немного удивительно: Иван Яковлевич Депман, не будучи профессиональным архивистом и историком науки, «открывает» в популярной книжке неизвестную ранее цитату великого русского учёного. Если сопоставить это примечание с эпохой выхода книги, становится ещё и немного подозрительно: уж слишком многие открытия тогда приписывались «родине слонов», от велосипеда до паровоза.
Можно не полениться и открыть чуть более раннюю книгу того же автора «Рассказы о математике» (1954). В ней эта «ранее ускользнувшая» история рассказана чуть-чуть детальнее.
Итак, если это не выдумка, то должны найтись документальные следы:
- поручения Ломоносову написать для кадетского корпуса учебные программы по трём научным дисциплинам;
- самих этих программ (не говоря уже о пояснительной записке к ним);
- преподавания по ним в течение одного-двух поколений (обычно именно столько времени в России тех времён применялись учебники и учебные программы, пока их не сменяли следующие).
Нужно ли уточнять, что ничего из этого нет не только в трудах Ломоносова, но и в его многочисленных биографиях? К 1752 году он член Академии наук, профессор химии, пользующийся определённым уважением императрицы Елизаветы Петровны, но всего лишь надворный советник, чиновник VII класса, и до его повышения в чине и начала службы в канцелярии Академии наук ещё целых пять лет. В этом году он занимается химическими опытами с мозаикой, добивается открытия фабрики цветного стекла, пишет оды и трагедии, читает лекции по химии студентам…
Вот всего лишь один разворот монографии «Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова», изданной в 1961 году Институтом истории естествознания и техники АН СССР:
За ним ещё 14 страниц подробнейшей «Летописи» не содержат никаких следов программы кадетского корпуса, где якобы содержалась фраза про математику, которую уже затем учить нужно, что… И похоже, что это конец истории. Остаётся констатировать, что фразу придумал и вложил в уста Ломоносова советский популяризатор математики Иван Депман.
Неверная атрибуция цитаты